Естественный отбор или как экономический кризис создаст новый ритейл
Goldman Sachs, у которого, что ни прогноз, то повод схватиться за голову, сделал очередное исследование-прогноз и сказал, что у Amazon почти нет шансов построить параллельную доставочную сеть сопоставимую с Fedex и UPS. И это несмотря на то, что у Amazon уже есть 10 тысяч автомобилей и 10 собственных самолётов, но у ребят из логистики средств доставки ещё больше, и чтобы их догнать должны уйти годы и бюджет порядка 120 млрд долларов, что даже для компании №1 в мире осилить не просто.
Но нам в России, что с того, что Amazon пробует тягаться с логистами? А вот давайте порассуждаем на эту тему, может она нас приведёт к неожиданным прогнозам по конфигурации ритейла будущего.
Мы сами того не ожидая, перескакиваем через эпоху построения экосистем бизнеса и сразу входим в эпоху плотного взаимопроникновения бизнесов друг в друга. В чём отличие экосистемы от «взаимопроникновения» бизнеса друг в друга? Экосистема в природе позволяет существовать различным организмам почти изолированно – паучки, жучки, дубок, какая-нибудь плесень –самодостаточны, и нечто подобное многие подразумевают и в построении бизнес-экосистем, в рамках которых отношения строятся на основе взаимной выгоды.
Но на деле так не получается, и вырисовывается совсем другая конфигурация взаимоотношений – происходит «омоноличивание» бизнесов, когда достройка одного блока бизнеса фактически уничтожает бизнес уже существующий, который к нему пытаются присоединить. Это легко пояснить на примере, – когда банк становится инвестором ритейлера, то можно вскоре ожидать, что ритейл будет полностью поглощён банком и будет служить уже его интересам.
Зачем ранее Amazon покупал самолёты, траки, когда можно было бы всё отдать на аутсорс?
Ответ лежит на поверхности: в новом ритейле, «Магазине 4.0» самым затратным звеном является доставка. Логистика из-за интернета и индивидуальной доставки стала невероятно сложной и дорогой. Добежать с упаковкой памперсов до квартиры, до постамата или до пункта самовывоза, а потом, что не понравилось покупателю ещё вернуть назад, стало ощутимо сложно и дорого ритейлерам. Уберите такую сложную логистику и не будет современного ритейла. Amazon, Wildberries, Ozon и другие интернет-гиганты пытаются сами выстроить недостающую часть нового ритейла, чтобы получить выигрышные очки в гонке. Остальные ритейлеры обращаются к логистам, полностью перекладывая этот функционал на их плечи.
Покупатель рано или поздно потребует снижения цены доставки. Кто сможет решить этот задачу? Ритейлер? Нет, у него нет такой логистики, он её покупает. Крупные маркетплейсы? Тоже нет, – вспомните начало статьи про Amazon. На такую роль могут подойти крупные игроки логистики, и в первую очередь государственные почтовые операторы. У них кучность доставки и распределённая сеть самая широкая. Достроить ритейл им будем проще, чем ритейлеру выстроить такую сеть. Вот и получается, что позиция ритейла в этой части сейчас очень уязвима, и скорее логист поглотит ритейлера, чем наоборот.
Зачем компаниям не из традиционного ритейла – логистам, маркетплейсам – нужен сейчас ритейл?
Почему ситуация подталкивает к поглощению ритейла, а не к построению экосистем?
Всё очень просто, что бы мы ни делали, мы так или иначе в этой экономике имеем конечного потребителя, для которого всё это делается. Но потребитель наш лишнего платить не хочет, и включил режим «бережливого» то есть скромного потребления, поэтому маржа проседает у всех. И эти квазимонополисты: маркетплейсы, крупные логисты, банки видят, что виной их бед стало конечное звено – ритейл, значит его надо включить в монолит своего бизнеса, чтобы не потерять окончательно своего покупателя и денежные потоки. Ритейл перестал справляться со «своей функцией» – кормить всю цепочку, которую раньше он кормил, звенья которой это банки, логисты, производители, сервисные компании и т.п. Восходящие денежные потоки от ритейла сейчас жидки, как никогда. Сейчас он неожиданно оказался «слабым» звеном, а от слабого звена можно и избавиться.
Так на рынке могут появиться новые «монолиты», а не легкие и взаимовыгодные экосистемы, ритейлу попросту нечего предложить более старшим товарищам. Что сейчас имеет ритейл? Падающие трафики в офлайне, сокращение доходности, убытки в онлайне, и с таким багажом сложно держать сильную позицию.
В чём источник проблем?
Ритейл будет развиваться в направлении персонализации предложения, многие решения из онлайна будут постепенно приходить в офлайн. Сейчас традиционный ритейл кажется слабым звеном, но внимание к новым технологиям «Магазин 4.0» должно сделать его более сильным. Бизнесы, которые сейчас напрямую не связанны с ритейлом, должны дать новый импульс для развития систем распределения и реализации товаров, старые формы начнут заменять новые формы, а идеологами таких изменений станут в частности банки, маркетплейсы, производители, интернет-гиганты.
Важно – не упустить момент, пристально следить за рынком новых технологий, принимать участие в профильных мероприятиях, на которых можно обсудить с авторами инновационных решений особенности их внедрения и действия. Пара таких встреч могут кардинально изменить эко-систему бизнеса, внеся туда необходимые для роста структурные изменения.