Стратегии выживания и поиск «голубого океана» в кризис: ритейл и HoReCa
Так, Ikea Centers Russia увеличивают время нахождения покупателей в ТРК МЕГА, увеличивая долю традиционных ресторанов взамен фаст-фуд корнеров, которые сами по себе не являются причиной прихода в торговый комплекс. По расчетам компании, это позволит увеличить время нахождения в зоне фуд-корта до 1 часа, а в целом в ТРК – до 2,5 часов. Также в этом направлении эффективно работают образовательно-развлекательные программы.
Фаст-фуд бренд «Воккер» избрал сложную стратегию понижения цен в кризис. Представитель компании Алексей Гисак рассказал о реализации и результатах «модели удешевления», позволившей снизить цены на продукцию в рублях практически до уровня 2008 года. Для этого компании пришлось перестроить производство и полностью отказаться от всех аутсорсинговых услуг. Итог – логичное падение среднего чека с 450 до 350 рублей. Однако общий прирост по количеству чеков 41% like-for-like.
Фешн-ритейлер SELA сфокусировались на сокращении затрат. «Рекламные кампании и имиджевая реклама проводятся при поддержке спонсоров на обоюдно выгодных условиях. Урезание штата ведется на основе принципа «3=2», - пояснил стратегию компании вице-президент по развитию Эдуард Остроброд. – Пересмотрены условия работы с фабриками на условиях 100% постоплаты. Факторинговый курс фиксируется на момент покупки товара. Логистическая стратегия направлена на консолидацию в Китае и прямые поставки в регионы вместо распределения со склада в Москве, как это было раньше. Что касается площадей, большим преимуществом является возможность получить площадь, отремонтированную самим девелопером или предыдущим арендатором. В этом случае мы экономим 4-6 млн рублей».
Молодые компании выбирают стратегию «голубого океана», создавая спрос там, где его раньше не было. Так, стратегией сети кофеен «ДаблБи» была избрана бизнес-модель, позволяющая занимать невостребованные площади с низкими энерговозможностями. Формат кофеен – зал размером 40-60 кв. м с электричеством 15 КВт (при требуемой норме для заведений общепита не менее 40 КВт). В меню кофейни вы не найдете еды. Акцент сделан на авторские рецепты и экспериментальные способы приготовления напитка.
«По схожему принципу «Русской Ресторанной Компанией» была создана концепция бара The Box в деловом районе «Белая площадь» в Москве, - рассказал генеральный директор компании Иван Тореев. - В условиях изобилия ресторанных концепций в радиусе 300 метров, TheBox сделал акцент на оригинальные коктейли и легкие закуски. Имея площадь зала в 200 кв. м и оптимизировав размеры кухни (всего 16 кв. м), бар предоставляет посетителям 120 посадочных мест для вечернего времяпрепровождения и недорогие бизнес-ланчи днем».
«Проблема зон низкого трафика в коммерческой недвижимости может быть эффективно решена путем введения неторговых арендаторов, - считает Алексей Миндель, сооснователь и совладелец сети танцевальных клубов Galla Dance. - Танцевальная школа – генератор постоянного трафика, поскольку люди в основном покупают абонементы, а не разовые занятия. Важным является здесь тот факт, что целевая группа танцевальных школ и торговых центров идеально совпадает – это в основном молодые активные женщины со средним и высоким достатком».
Ритейл-направление компании «Гамма» (производитель товаров для хобби), развивающее сети «Иголочка» и «Леонардо», по мнению директора по развитию сети Бориса Каца, находится в идеальных рыночных условиях. «Согласно некоторым оценкам, объем рынка товаров для творчества составляет всего 30-40 млрд рублей по всей России, - отметил г-н Кац.- Это означает, что для того, чтобы занять рынок полностью, достаточно открыть 100-120 гипермаркетов «Леонардо» по всей стране. Учитывая темпы роста сети, у «Гаммы» есть все шансы почти полностью покрыть рынок, не оставляя конкурентам шансов. Дополнительным преимуществом является доля СТМ в ассортименте (50-90%) и уже существующая закупочная сила, позволяющая делать закупки без посредников напрямую у производителей». На 2016 год запланировано открытие 10-15 хобби-супермаркетов «Иголочка» и столько же хобби-гипермаркетов «Леонардо». Открытие флагманского магазина «Леонардо» состоится 6 февраля в ТЦ «Европейский».
Анастасия Пущина, Jos de Vries The Retail Company
Есть мнение, что кризис живет в первую очередь в умах. И в такие периоды, как нынешний, каждый ритейлер имеет возможность показать уровень собственной гибкости. Сокращение затрат, оптимизация операционных процессов - необходимые действия для всех. Однако, самые смелые идут дальше. Вслед за крупными игроками, такими как Х5 Retail Group, меняются и другие, стремясь привлечь более широкую целевую аудиторию. Мы наблюдаем обсуждения и трансформации в нон-фуд секторе, где сейчас идет падение продаж и во многих случаях требуется пересмотр бизнес-модели и поиск новых "голубых океанов".