Горзаказ для малого бизнеса: трудности и перспективы
Сами "малые" воспринимают заверения властей предержащих с недоверием, опасаясь, что с госзаказом получится так же, как с городским законопроектом о льготном выкупе помещений, который, по мнению самих бизнесменов, может быть выгоден крупным сетям и спекулянтам, способным привлечь необходимые для выкупа средства. Чиновники частично подтверждают опасения бизнесменов, говоря, что против демпинга сетевиков они бессильны.
Заявления в поддержку малого бизнеса прозвучали на круглом столе в отеле "Англетер", организованном КЭРППТ. Мероприятие практически совпало с принятием Законодательным собранием в третьем чтении законопроекта о льготном выкупе помещений, арендованных представителями малого и среднего бизнеса. Он устанавливает, в частности, что малый предприниматель, являющийся добросовестным арендатором, может выкупить в льготном порядке (без выставления на торги) городское помещение площадью менее 500 кв. м с рассрочкой в два года. Критики законопроекта, прошедшего три чтения в ЗакСе и уже отправленного на подпись губернатора, заявляют, что закон принимается в интересах крупных инвесторов, которые, в отличие от самих малых предпринимателей, смогут в условиях кризиса найти средства на выкуп.
Как заявила на круглом столе заместитель председателя КЭРППТ Ольга Ромашова (комитет отвечает в том числе и за формирование госзаказа), "малый бизнес -- краеугольный камень в закупках городом товаров и услуг". Согласно официальным данным КЭРППТ по состоянию на конец ноября, в 2008 году было заключено около 370 тыс. контрактов по госзаказу на общую сумму более 206 млрд рублей; доля малого бизнеса -- 201 тыс. контрактов на сумму более 125 млрд. "Таким образом, доля малых предприятий в системе госзаказа -- более 60 процентов, и это только прямые контракты", -- отметила госпожа Ромашова, добавив, что 80% экономии средств по госзаказу идет именно по линии малого бизнеса. По ее мнению, в будущем году госзаказ станет еще более привлекательным для бизнеса, так как государство "всегда выполняет свои обязательства и выплачивает деньги, что очень важно в условиях кризиса". Уже в 20-х числах декабря станет известна бюджетная роспись по подведомственным учреждениям главных распорядителей средств (комитетов, районов), в связи с чем представители комитета пригласили собравшихся в "Англетере" малых бизнесменов активнее включаться в конкурсы, обещав им максимальное "информационное сопровождение процесса".
Бизнесмены слушали доклад замглавы КЭРППТ со вниманием, но на дискуссии немного понизили градус оптимизма. Глава некоммерческого партнерства "Бизнес 78" Роман Морозов назвал самой главной проблемой в госзаказе демпинг: по ряду закупок и заказов выигрывает та фирма, которая предложит меньшую цену, ничего, как правило, не имеющую с реальностью (это делается в спекулятивных целях). Предприниматель Морозов попросил чиновников создать специальный антидемпинговый орган, который бы рассматривал случаи недобросовестного ведения дел. Госпожа Ромашова согласилась, что демпинг как явление присутствует в жизни госзаказа. "Существуют компании, которые очень серьезно демпингуют, какое-то количество заказов они действительно выполняют по заявленным ценам, а потом они перепродают контракты другим фирмам", -- раскрыла суть схемы чиновница. Вместе с тем власти, по ее словам, не могут законодательно урегулировать вопрос демпинга, так как по каждому случаю пришлось бы проводить экономический анализ. Замглавы комитета предложила бизнесменам разбираться со спекулянтами самим, так как демпинг -- это "вопрос регулирования тех ассоциаций, в которые входят недобросовестные компании".
В свою очередь, заместитель руководителя УФАС по Санкт-Петербургу Виктор Самойлик также согласился с тем, что демпинг в госзаказе не попадает в поле зрения ревизоров его ведомства. По его словам, УФАС иногда сталкивается со сговором участников системы госзаказа, "однако сам факт недобросовестной конкуренции не имеет места, так как действия участников не направлены против друг друга". Волновала бизнесменов и проблема выплат по заказам в условиях кризиса.
Представитель компании, поставляющей питание в учреждения комитета по образованию, сказала, что долги казны в 6-9 млн рублей на довольно продолжительный период времени -- не редкость. Она связывает эти долги с тем, что контракты заключаются не напрямую с поставщиками, а через посредников, которые выигрывают конкурсы, а затем "крутят" деньги, переведенные за товары и услуги. Чиновница Ромашова в данной ситуации посоветовала обращаться в Арбитражный суд.
Алена Попова, глава фирмы, занимающейся строительством, в том числе и по системе госзаказа, так и не получила ответа на то, как повлияет экономический кризис на выплаты. По ее словам, задержки в перечислении средств, как правило, составляют от двух недель до месяца, даже если деньги идут напрямую, не через посредников. Впрочем, отвечая на вопрос Ъ, будет ли она, несмотря на все минусы, и дальше сотрудничать с государством, предпринимательница вздохнула и сказала, что будет - "а что делать".
Читайте также: