Какое образование нужно генеральному директору
Глава Intake-Consult Олег Бусыгин объясняет, почему каждому руководителю стоит поучиться на консультанта по управлению.
Существует немало споров относительно того, что важнее для руководителя: специальное образование или же его лидерские качества и предпринимательские способности. Я считаю, что в большинстве случаев эффективность руководителя прямо пропорциональна его уровню образования.
Существует пять основных функций руководителя:
1) Планирование
2) Организация
3) Координация
4) Мотивация
5) Контроль
Этот функционал определяет модель компетенций руководителя, которую возможно совершенствовать. Компетенция как понятие включает в себя знание, которое мы приобретаем в процессе обучения, и навыки, полученные посредством накопления практического опыта.
Лидерские качества также, безусловно, важны, но они имеют разное значение в зависимости от стадии жизненного цикла и целей компании. Известно, что на определенных этапах развития необходимы лидеры, например, когда компания находится в нестабильных условиях: либо на стадии интенсивного роста, либо на стадии стагнации. Именно в этих условиях наиболее значима роль сотрудников, способных объединить усилия людей и добиться результата, невзирая на внешние сложности. На этапе стабилизации для компании более важны профессиональные менеджеры, а не лидеры, привыкшие бороться с «огнём». Чаще всего менеджеры ориентируются на существующие регламенты и правила, они удобны в управлении, более предсказуемы и выдерживают рутину, в то время как лидерам это дается с трудом.
Любой руководитель совмещает в себе не только роль управленца, но и роль эксперта – человека, который глубоко разбирается в предмете бизнеса. На мой взгляд, в таких сферах, как образование и медицина, «экспертность» является все же обязательным качеством руководителя.
Надо отметить, что управление – это независимая, универсальная сфера деятельности с обширным, но, тем не менее, определённым набором методологий, которые применимы в абсолютно любой области. Существует масса примеров, когда менеджеры переходят из одной организации в другую с совершенно разной отраслевой спецификой. Обладая менеджерскими компетенциями, можно реализовать себя абсолютно в любой сфере, где управление существует в принципе.
Формирование управленцев происходит через несколько стадий:
1) Получение общего университетского образования. Вузы дают теоретические знания, их задачей является расширение кругозора слушателя.
2) Послевузовское обучение. Это программы различного рода последипломного образования, в том числе MBA. Особенность программ в том, что они практически ориентированы, целью является развитие управленческих качеств и компетенций. Сюда же относятся краткосрочные курсы, направленные на оттачивание каких-то конкретных навыков.
3) Самообразование. Профессия управленца требует работы над собой и постоянного обучения. Среди бизнес-литературы очень много описательной, я предпочитаю пользоваться прикладной, где даются методы, модели, которые можно сразу же использовать в работе. Стоит выделить следующих авторов, которые действительно предлагают реальные техники и работающие инструменты – это В.И. Герчиков, С.В. Иванова, А.И. Пригожин.
Если вы хотите получить конкретные знания, которые сможете применить потом на практике, обратите внимание на то, есть ли в книге конкретные алгоритмы, схемы, последовательность шагов для достижения результата, пролистайте оглавление или приложение книги, если там «вода», то не тратьте на нее ваше время и деньги.
Вернемся к вопросу о том, какое образование оптимально для эффективного управленца. Вопреки расхожему мнению, я полагаю, что помимо практически ориентированных MBA программ, это может быть обучение в специализированных центрах по подготовке консультантов по управлению. Дело в том, что управленческое консультирование – это отдельный раздел научного знания о менеджменте. Он включает систему методов, направленных не только на диагностику, но и на развитие организаций. Консультант по управлению – это эксперт в таких областях, как формирование видения и миссии, стратегическое планирование, прогнозирование, организационное проектирование, командообразование, мотивация, координация и контроль, и во многих других отраслях менеджмента. К сожалению, ни одна MBA программа не даёт такого расширенного и глубинного понимания функций менеджмента, какое можно получить в рамках программы по обучению консультантов по управлению. Владение методологией управленческого консультирования в сочетании с практическим опытом обеспечит максимальную эффективность работы руководителя.
Автор: Олег Бусыгин, генеральный директор компании Intake-Consult