Конкуренция: новое в законодательстве
КОНКРЕТИЗИРОВАНЫ ФОРМЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
В новой редакции Закона № 135-ФЗ недобросовестной конкуренции посвящена отдельная глава. Очевидно, что законодатель уделяет особое внимание неправомерным формам проявления конкуренции.
Теперь в главе 2.1 чётко выделены формы недобросовестной конкуренции. Перечислим основные формы, которые к ним относятся.
Дискредитация, то есть распространение ложных, неточных или искажённых сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и нанести ущерб его деловой репутации.
Так, умышленные действия путём дискредитации могут быть в отношении:
- качества и потребительских свойств продаваемого конкурентом товара, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, ожидаемых от товара результатов, его пригодности для определённых целей;
- количества предлагаемого к продаже товара, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определённых условиях, фактического размера спроса на такой товар;
- условий, на которых предлагается к продаже товар конкурентом, в частности, цены товара.
Введение в заблуждение, в том числе в отношении:
- качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определённых целей;
- количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определённых условиях, фактического размера спроса на такой товар;
- места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
- условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности, цены такого товара.
Некорректное сравнение хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом и (или) его товаром, в том числе:
- посредством использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искажёнными;
- сравнение с другим хозяйствующим субъектом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;
- сравнение, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта и (или) его товара.
Также глава 2.1 устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с определёнными действиями. В том числе следующими:
Приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг. Причём ч. 2 ст. 14.4 Закона № 135-ФЗ предписывает заинтересованному лицу направить решение антимонопольного органа о выявленном нарушении в Роспатент для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
Использованием результатов интеллектуальной деятельности: не допускается совершать действия по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности.
Созданием смешения с деятельностью конкурента либо с его товарами или услугами, в том числе не допускается:
- использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения то вара конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путём его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые вводятся в гражданский оборот на территории РФ, а также путём его использования в сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;
- копирование или имитация внешнего вида товара конкурента, упаковки товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в том числе фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих конкурента и его товар.
Незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну. В частности, не допускается совершение таких действий, как:
- получение и использование информации без согласия её обладателя;
- использование или разглашение информации вследствие нарушения условий договора с лицом, имеющим право ею распоряжаться;
- использование или разглашение информации, которая получена от лица, имеющего доступ к информации вследствие выполнения служебных обязанностей, если не истёк установленный законом или договором срок её неразглашения.
Законодатель выделил основные, наиболее распространённые формы недобросовестной конкуренции, однако на этом их перечень не исчерпан и остаётся открытым. А это означает, что действия конкурента могут быть признаны недобросовестными, даже если эти действия в настоящее время не подпадают под предусмотренные главой 2.1 формы.
УСТАНОВЛЕНО ТРЕБОВАНИЕ О СОГЛАСОВАНИИ С ФАС ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУ КОНКУРЕНТАМИ
Предварительное согласие ФАС потребуется, если суммарная стоимость активов договаривающихся конкурентов по последним балансам более 7 млрд руб. или если их суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году заключения соглашения, превышает 10 млрд руб.. Правило будет применяться и к группе лиц при наличии соответствующих размеров выручки и активов.
РАСШИРЕН СОСТАВ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ
Прежде всего, следует отметить, что нововведения коснулись субъектного состава правонарушителей, в отношении которых антимонопольный орган может выдать предписание для исполнения. Теперь Закон № 135-ФЗ распространяется на:
- оператора электронной площадки;
- государственные органы, предоставляющие услуги в сфере градостроительных отношений;
- организации, осуществляющие эксплуатацию сетей, при осуществлении деятельности в сфере строительства.
В свою очередь, предостережение о недопустимости нарушения антимонопольных норм может быть выдано:
- федеральному органу исполнительной власти;
- органу государственной власти субъекта РФ;
- органу местного самоуправления;
- организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- государственному внебюджетному фонду.
КОНКРЕТИЗИРОВАН ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Особое внимание уделено комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства. Теперь к актам комиссии относится заключение об обстоятельствах дела. Более того, все акты, перечисленные в ч. 1 ст. 41 Закона № 135-ФЗ, могут подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью председателя и членов комиссии.
В состав лиц, участвующих в рассмотрении дела, включён эксперт, переводчик и иное компетентное лицо-специалист. Эксперт, переводчик или специалист могут быть привлечены как по ходатайству сторон дела, так и по инициативе комиссии. О привлечении таких лиц к рассмотрению дела комиссия выносит определение.
А в случае если услуги эксперта, переводчика или специалиста оплачиваются за счёт бюджетных средств, то отбор таких лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг…».
Лица, участвующие в деле, вправе заявить отвод эксперту либо членам комиссии. По итогам рассмотрения такого заявления комиссия выносит определение.
В Закон о защите конкуренции введено понятие «доказательства». К ним относятся письменные и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле или располагающих какими-либо сведениями, заключения экспертов, аудиои видеозаписи, а также иные документы и материалы.
Ст. 45.2 Закона № 135-ФЗ определяет порядок доступа лиц, участвующих в деле, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну. Так, в случае если в отношении сведений и документов установлен режим коммерческой тайны, то такие документы могут быть представлены для ознакомления лишь с письменного согласия обладателя, которое приобщается к материалам дела. А лицо, желающее ознакомиться с такими сведениями, представляет расписку о неразглашении коммерческой тайны до ознакомления с материалами дела.
Поправки затронули и содержание некоторых актов комиссии. В частности, решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Определение о назначении дела к рассмотрению должно содержать: сведения об участвующих в деле лицах; основания, послужившие поводом к возбуждению дела; описание признаков нарушения; дату, время и место проведения заседания; запрашиваемые от лиц документы, необходимые для рассмотрения дела; срок представления документов. Заключение об обстоятельствах дела оформляется отдельным документом и содержит обстоятельства дела, установленные в ходе его рассмотрения, и доказательства, на которых основаны выводы комиссии.
Обратите внимание: решение (предписание) антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражном суде только в случае рассмотрения жалобы коллегиальным органом федерального антимонопольного органа. Срок обращения в суд составляет один месяц с момента вступления в силу решения коллегиального органа.
В закон внесены отдельные нормы, посвящённые коллегиальному органу федерального антимонопольного органа. Так, коллегиальный орган выполняет следующие основные функции:
- обобщает практику применения антимонопольного законодательства и даёт разъяснения по вопросам правоприменения;
- пересматривает решения (предписания) территори ального антимонопольного органа в случае, если такие решения нарушают единообразие в применении законодательства.
Лицо вправе обратиться с жалобой в федеральный антимонопольный орган в течение одного месяца со дня принятия территориальным органом решения или выдачи предписания. Коллегиальный орган правомочен принимать решения, если в заседании участвует не менее половины от его состава. Жалоба рассматривается в течение двух месяцев со дня её получения. Этот срок может быть продлён, но не более чем на один месяц в случае, если потребуется дополнительное исследование документов.
В заседании коллегиального органа могут принимать участие и лица, которые участвовали в деле территориального антимонопольного органа. Более того, участие сторон может быть обеспечено посредством видеоконференцсвязи на основании соответствующего ходатайства стороны и при наличии технической возможности.
По итогам рассмотрения жалобы коллегиальный орган принимает мотивированное решение об отказе в её удовлетворении, а в случае нарушения единообразия в правоприменении ‒ об отмене или изменении решения (предписания) территориального антимонопольного органа.
После оглашения резолютивной части решения его полный текст должен быть изготовлен в течение пяти рабочих дней и в течение такого же срока размещён на официальном сайте антимонопольного органа. И только с момента опубликования решения на сайте в сети Интернет оно вступает в силу.
Итак, рассмотрев основные изменения закона о конкуренции, можно сделать вывод, что реформирование антимонопольного законодательства направлено на создание благоприятных условий для осуществления деятельности хозяйствующих субъектов. Приоритетным направлением развития конкурентных отношений является запрет недобросовестной конкуренции и совершенствование процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.