Не верь даже своей собственной рубашке
Качественными можно назвать лишь 20% рубашек, продающихся в отечественных магазинах, следует из результатов исследования Российской системы качества. Причем среди тех, кто с честью прошел проверку, не оказалось ни одного изделия, сшитого в России. Помимо плохой воздухопроницаемости, которой грешит и импортная продукция, национальным товарам поставлены в вину непрочные швы, неустойчивые красители и нарушение маркировки.
Российская система качества, созданная в прошлом году Минпромторгом в целях продвижения и популяризации отечественной продукции, в своих исследованиях добралась до модного рынка. На официальном сайте организации опубликованы результаты контрольной закупки мужских рубашек. В общей сложности в проверке приняли участие образцы 29 отечественных и зарубежных марок в среднем ценовом сегменте, произведенные как в России, так и за ее пределами.
Однако исследование, которое должно было стать свидетельством триумфа импортозамещения, в очередной раз показало его несостоятельность. Из 29 образцов соответствующими требованиям качества были признаны всего лишь шесть. И среди них российской продукции не оказалось. Так, с честью проверку прошли изготовленные в Бангладеш рубашки H&M, произведенные в Китае Oodji, O’stin, Incity, а также выпущенные в Молдавии Chkalov и сшитые в Белоруссии Greg. Несмотря на то, что последние пять марок, судя по их сайтам, принадлежат российским компаниям, знак качества они получить не смогут, потому что шьют свои изделия за рубежом, пояснили в Роскачестве.
А вот с изготовленной в России продукцией дела обстоят намного хуже. К примеру, московское ООО «Вернет» (бренд Allan Neumann) уличили в недостоверной маркировке, низкой воздухопроницаемости и недостаточно устойчивом красителе, калужскую «Новая Звезда Юхнов» (бренд GALTA) — в плохой воздухопроницаемости, московский «Квартет» (бренд Dobroshiv) — в неверно указанном составе материала и непрочных швах, краснодарскую «Александрию» (бренд Bellford) – в низкой воздухопроницаемости и неверно указанном составе, московские «СВ Мода» (бренд CONTI uomo) и «Даторен» (бренд VOGEL) – в неверно указанном составе.
Впрочем, не пощадило Роскачество и мировых fashion-гигантов. Продукция испанских Mango и Zara вызвала нарекания экспертов из-за низкой воздухопроницаемости. У рубашек этих брендов показатель составил 21 дм³/м²с и 37 дм³/м²с соответственно. Тогда как минимально допустимый регламентом безопасности ТР/ТС – 60 дм³/м²с. «Это говорит о том, что рубашка не способна обеспечить благоприятный для тела микроклимат и потенциально может нанести вред человеческому организму», – отмечают в Роскачестве.
Вызвала недовольство и продукция отечественных сетей. К примеру, на рубашке Baon не нашлось необходимых данных о товаре, а Sela неправильно указала состав. Примечательно, что компания заявила 35% полиэстера, тогда как на самом деле продукт на 100% состоял из хлопка. Это вызвало недоумение экспертов Роскачества. «Хлопок и лен являются натуральными и достаточно дорогими материалами, чтобы реальный состав продукции необходимо было скрывать», – отмечают они.
Почти у трети исследованных образцов специалистам Роскачества не удалось установить страну производства. Среди нарушителей есть как российские марки (Fortunato, Hans Grubber и др.), так и иностранные (к примеру, немецкий John Jeniford). Среди них также встречались грубые нарушения. К примеру, Fortunato указал, что в его рубашке 80% хлопка, а на самом деле 80% полиэфира. John Jeniford помимо неверного состава также использовал неустойчивый краситель.
Сведения о нарушениях, выявленных в ходе исследования, переданы в Роспотребнадзор, сообщили в Роскачестве.
Мнения самих производителей и экспертов по поводу результатов исследования Роскачества разделились. Так, в сети Sela, несмотря на то, что ее товар не был признан качественным, не видят повода для беспокойства. «У нас все хорошо, ошибка в лучшую сторону, как говорится, вас обманули – вам продали более ценный мех», – процитировали в пресс-службе Остапа Бендера. Причина такого нарушения, скорее всего, в том, что китайская фабрика пришила не ту бирку. «Ошибка в обратную сторону исключена», – уверены в компании.
В Baon, напротив, считают оценку незаслуженной. По словам коммерческого директора Анны Сироткиной, по всей видимости, товар для контрольной закупки Роскачества приобретался не в самой сети Baon, а в каком-то ином месте. «В наших магазинах вся информация о товаре размещена на бирках, отсутствие сведений исключено. Сейчас мы проводим проверку, соблюдают ли требования наши партнеры — интернет-магазины и франчайзи», – пояснила она. Поскольку ответственность за маркировку лежит на продавце, заявлять о некачественности самого товара в данном случае некорректно, уверена топ-менеджер.
Вероятнее всего, результаты исследования Роскачества отражают реальную ситуацию на рынке, считает управляющий партнер Y Consulting Дарья Ядерная. По ее словам, снижение качества в значительной степени мог спровоцировать кризис. «Фабрики сегодня работают под давлением, так как им нужно вписаться в целевые критерии, устанавливаемые брендом, а они постоянно снижаются, так как попытка удержать розничные цены неизменно связана с более дешевым производством», – комментирует эксперт.
При этом сам ретейлер такое снижение может отследить не всегда. «Бренды проводят свои проверки, однако они, равно как и проверка Роскачества, выборочные», – отмечает она.
Однако в ряде случаев претензии Роскачества необоснованны, считают участники рынка. В частности, по мнению Дарьи Ядерной, упрекать импортные бренды в некачественности из-за плохой воздухопроницаемости неправильно. «Ставку эксперты качества делают на то, что рубашка мужская должна впитывать хорошо пот, но на это компании вполне могут ответить, что более 75% мужчин сегодня пользуются антиперспирантом, так что им ничего «впитывать» не нужно, не говоря уже о том, что уровень потоотделения за последнее столетие вообще снизился из-за гормональной перестройки и экологии», – говорит она.
«Наличие синтетики — это не всегда плохо для качества. Изделие может быть 100% хлопковым, но из ткани низкого качества, которая быстро износится. А синтетика, которая часто не удешевляет, а делает дороже товар, зато увеличивает водостойкость и уменьшает сминаемость», – добавляет Анна Сироткина. Кроме того, по ее словам, исследование Роскачества не отражает многие важные параметры, например, качество кроя.
Впрочем, поклонникам марок, вызвавших нарекания Роскачества, вряд ли стоит опасаться исчезновения любимых моделей, считает Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group. По ее словам, необходимо разделять соответствие требованиям технического регламента Таможенного Союза о безопасности продукции легкой промышленности – а проверку на это проходят все поступающие в Россию товары – и собственные критерии, которые определило для себя Роскачество. «Если кто-то не соответствует данным критериям, это не означает, что товары будут запрещены. Они легитимны. А потребитель сам решает, купить ему некачественные, с точки зрения Роскачества, продукты, или ему все равно», – говорит она.
Судя по результатам опроса, который Y Consulting проводил в ноябре 2015 года, более вероятен второй вариант. Качеством как отдельным фактором при выборе одежды руководствуются лишь 16% россиян, тогда как 62% – соотношением цены и качества.
По мнению Дарьи Ядерной, результаты исследования Роскачества вряд ли заставят ретейлеров предпринимать меры, чтобы соответствовать требованиям, так как за качество массовый покупатель платить не готов. Но если станет больше проверок, расходы от этого вырастут, что неизбежно скажется на цене, заключает она.
Автор: Галина Бояркова