Об изменениях в законе о торговле. Как это отразится на бизнесе?
3 июля 2016 года Президент подписал поправки в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Изменений много, и непросто разобраться в том, как реализовать их на практике. Еще сложнее понять то, каким образом эти перемены отразятся на бизнес-процессах. Попробуем ответить на все важнейшие вопросы, разложив их «по полочкам».
Суть закона 54-ФЗ
54-ФЗ – это тот самый закон, который с 2003 года определяет правила ведения торговли в России. Именно в нем детально прописаны обязательные требования к осуществлению расчетов с населением, а соответственно, и к программно-техническому оснащению бизнеса, ведущему подобную деятельность. С момента принятия 54-ФЗ, закон изменился кардинально. Требования к оснащенности торгового объекта стали выше, взаимодействие с ФНС (Федеральной налоговой службой) – проще, а чек получил не только бумажную, но и электронную форму. 3 июля 2016 года Президент подписал поправки в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Подробнее о внесенных изменениях, а также о том, как превратить неприятные последствия в преимущества для своего бизнеса, читайте в нашей статье.
Сроки
31 декабря 2015 года проект федерального закона был направлен на рассмотрение в Госдуму, и уже в феврале 2016 он был принят в первом чтении и передан на дальнейшее рассмотрение. Далее состоялись второе и третье чтения законопроекта в Госдуме, он был утвержден в Совете Федераций, а в завершении подписан Президентом РФ и официально опубликован в Российской Газете. Чуть менее года было выделено предпринимателям, чтобы перейти на новую технику и добровольно начать передавать данные в ФНС – с апреля 2016 года по февраль 2017 года. А 3 июля 2016 года, как мы упоминали выше, в закон было внесено ряд поправок. Сроки поджимают, и если вы еще не перешли на новую систему передачи данных в ФНС, самое время подумать об этом прямо сейчас!
ВНИМАНИЕ: соответствует ли ваше оборудование новым требованиям?
Использовать старую контрольно-кассовую технику можно до 1 июля 2017 года, но зарегистрировать или перерегистрировать ее необходимо до 1 февраля 2017 года.
С 1 февраля к регистрации принимается только новое оборудование с обязательной передачей данных в ФНС через ОФД.
Кратко об изменениях
• Онлайн ККТ
Основным нововведением законопроекта являются требования к применению ККТ (контрольно-кассовой техники) – используемый при расчетах фискальный регистратор или принтер чеков для ЕНВД должен уметь шифровать и передавать в режиме онлайн данные о каждой торговой операции, совершенной на нем.
• Фискальный накопитель (далее – ФН)
Универсальное для всех ККТ шифровальное (криптографическое средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, обеспечивающее запись фискальных данных в некорректируемом виде, их энергонезависимое долговременное хранение, формирующее фискальный признак (заменит собой ЭКЛЗ, устанавливается под корпусом ККТ).
• ОФД
Оператор фискальных данных (ОФД) – специальная организация, которая будет принимать, хранить и передавать зашифрованную информацию в ФНС.
• Электронный чек
Несмотря на то, что передача данных в ФНС станет онлайн-процедурой, в федеральном законе 54-ФЗ внесенные изменения не предполагают освобождения предпринимателей от необходимости выдавать покупателям бумажные чеки. По желанию покупателя, чек необходимо будет выслать ему по электронной почте или SMS. Присланная электронная версия чека приравнивается к чеку, отпечатанному ККТ.
Также в законе обозначен новый перечень обязательных реквизитов для чеков и бланков строгой отчетности.
-
Информация о налоговой системе продавца;
-
Заводской номер фискального накопителя;
-
Адрес сайта оператора фискальных данных;
-
Дата, время и место осуществления расчета;
-
Признак расчета (приходи или расход);
-
Наименование товара;
-
Сумма расчета с отдельным указанием ставки и размера НДС;
-
Номер телефона или e-mail покупателя, если чек или БСО передаются в электронной форме;
-
Форма расчета (наличные или электронный платеж).
• Онлайн регистрации ККТ
Упростится процедура регистрации ККТ – она будет происходит онлайн. Центры технического обслуживания, где раньше нужно было обязательно регистрировать кассу и платить за ежемесячный сервис, в новом варианте закона 54-ФЗ никак не обозначены – этого понятия там просто нет.
• ЕНВД, УСН, патенты
Предпринимателям, работающим на патенте, ЕНВД и УСН, которые пока законодательно освобождены от использования ККТ, тоже придется передавать данные с каждой продажи в ФНС. С 1 июля 2018 года применения ККТ для них тоже станет обязательным, и им уже придется приобретать технику нового типа.
Однако на некоторые виды деятельности новый закон не распространяется. Организациям, которые ими занимаются, не нужно будет приобретать кассовые машины нового типа. К такой деятельности относятся:
-
Продажа мороженого в киосках, торговля безалкогольными напитками в розлив;
-
Продажа кваса, масла, молока, керосина из цистерн в розлив, а также торговля живой рыбой, овощами, арбузами, дынями и тыквами вразвал;
-
Реализация журналов и газет, если доля их продажи составляет менее 50% от общего оборота, торговля сопутствующими товарами;
-
Торговля билетами для проезда в салоне городского общественного транспорта;
-
Продажа товаров вразнос с пассажирских вагонах поездов;
-
Продажа продуктов питания сотрудникам или учащимся образовательных учреждений;
-
Ремонт и окраска обуви, изготовление ключей;
-
Торговля на розничных рынках, ярмарках и в выставочных комплексах;
-
Продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты;
-
Торговля религиозной литературой и предметами культа;
-
Реализация лекарственных препаратов в фельдшерских пунктах, расположенных в сельской местности;
-
Торговля товарами в отдаленных и труднодоступных местностях.
• Новая схема работы кассы
-
Кассир пробивает товар и оформляет чек.
-
ККТ передает информацию в ФН.
-
ФН формирует электронный вариант чека с фискальным признаком и передает обратно ККТ.
-
ККТ печатает бумажный чек с фискальным признаком.
-
ККТ передает электронную версию чека с фискальным признаком в ОФД.
-
ОФД получает чек, проверяет его подлинность и отправляет ККТ подтверждение о получении чека или отказ, в случае если подлинность чека не была установлена.
-
Важно! Отправка продолжается с определенной периодичностью, пока чек не будет принят или отклонен ОФД.
-
База электронных чеков накапливается в ОФД и с определенной периодичностью поступает в ФНС.
Плюсы и минусы для бизнеса
Плюсы:
-
Онлайн регистрация/снятие с учета ККТ – отсутствие необходимости в личном посещении ФНС;
-
Онлайн передача данных о продаже – сокращение бумажной отчетности;
-
Меньше проверок ФНС – новый порядок позволит государству выявлять группы рисков, сократить количество неэффективных проверок, сделать контроль более адресным;
Минусы:
-
Переоснащение – в случае если производитель ККТ не поддерживает и не модернизирует ранее выпущенные модели техники, устройство придется заменить более современным;
-
Модернизация программного обеспечения – кассовая программа должна уметь формировать чек в соответствии с новыми законодательными требованиями;
-
Организация бесперебойного интернет-канала – передача данных от кассы к ОФД должна осуществляться в режиме онлайн.
Важные советы
Совет 1
Правильно выбирать поставщика ИТ-решений. При выборе оборудования или программного обеспечения не стоит пренебрегать профессионализмом и активностью компании-производителя в пользу дешевизны или обещанной бесплатной доставки товара. Обязательно уточните, поддерживается ли данная модель или версия программы, модернизируется ли в соответствии с новыми требованиями законодательства и бизнеса. Это позволит всегда оставаться на шаг впереди любых изменений в законодательстве.
Совет 2
Использовать современные и технологичные кассовые решения. Те компании, которые все это время добровольно искали способы автоматизации торговли, не заметят радикальных изменений от введения новых правил торговли.
Совет 3
Выбрать удобного поставщика услуг эквайринга
Облачные решения
i-Retail – касса в облаке, которая уже готова к работе в рамках новых уточнений в федеральный закон 54-ФЗ. Плюс мы всегда готовы подстроиться под вашу специфику и предложить много дополнительных возможностей для вашего бизнеса, интегрирующегося в облачные технологии.
Эквайринг
РФИ банк – удобный поставщик услуг эквайринга: торгового, мобильного и интернет.
В торговых точках мы подключаем приём карт платежных систем МИР, MasterCard, Visa, American Express, China UnionPay на терминалах и других видах торгового оборудования по одному документу в течение одного дня.
Мы научились работать без MSAM, подключать несколько юридических лиц на одном терминале, кастомизировать чеки и размещать рекламные заставки на них. Наладили беспроводное соединение с кассовыми решениями, возможность принимать чаевые, Samsung Pay, Apple Pay и оплату со счёта мобильного телефона на терминалах.
Уже сейчас без дорогостоящих апгрейдов и обновления в i-Retail вы можете:
-
Передавать все необходимые данные в чек (позиции, сумму по каждому товару, общую сумму чека и т.д.)
-
Отправлять электронную версию чека клиенту по e-mail или SMS;
-
Предоставлять клиентам возможность осуществления расчетов с i-Retail через специальное приложение i-Bonus (автоматическая отправка чека на почту, начисление бонусов, применения скидок и многое другое).
-
Подключить эквайринг РФИ банка по одному документу в течение одного дня по привлекательным ставкам.
Другие приятные бонусы коробочного решения «i-RETAIL&РФИ Банк»:
-
Разнообразие способов оплаты, которое можно предложить клиенту;
-
Встроенные продвинутые системы лояльности;
-
Удобный современный и понятный интерфейс;
-
Наглядная отчетность для руководителя;
-
Ценовая доступность решения, которая позволяет без существенных затрат опробовать его в отдельных тестовых зонах/магазинах;
-
Нет абонентской платы;
-
Индивидуальный подход к каждому клиенту, в том числе помощь с открытие счета в РФИ банке и оформление договора эквайринга.
i-Retail – высокотехнологичная компания, которая использует современные технологии в стремлении создавать новые удобства для бизнеса.
Наше решение соответствует всем известным на сегодняшний день требованиями федерального закона 54-ФЗ к программному обеспечению.
Как нам это удается?
Еще в процессе разработки в i-Retail была заложена гибкость, необходимая для быстрой трансформации и обеспечения взаимодействия с любыми внешними системами, будь то ЕГАИС или контрольно-кассовая техника с фискальной памятью нового поколения. Мы готовы ко всему!
РФИ Банк – банк нового формата.
Эксперт в электронной и мобильной коммерции.
Специализируется на развитии транзакционного бизнеса и безрисковых комиссионных операциях.
Применяет все современные IT-решения и подходы в организации бизнес-процессов, что позволяет выигрывать в скорости и технологичности на рынке финансовых услуг для бизнеса.
РФИ – надёжный, понимающий и быстрый финансовый партнёр.
Собственник всех предлагаемых им услуг, поэтому может предложить гибкие ставки и обеспечить индивидуальный подход.
Материал подготовлен экспертами РФИ банка
и компании i-Retail