Передача знаний на расстоянии: как развивать франшизу через онлайн-обучение
Сделать идею уникальной и одновременно способной к репликации без ущерба для качества – творческая задача для фаундера.
При покупке франшизы самое ценное, что можно приобрести помимо доверия к бренду – стандарты качества. Предприниматель получает возможность выстраивать бизнес, используя процессы, которые уже отшлифованы в компании, не набивая шишки и не совершая лишних ошибок. Задача франчайзера – грамотно наладить передачу знаний на любом расстоянии. От этого зависит и репутация бренда в целом: если отдельно взятая франшиза не дотягивает до общих стандартов, это бросает тень на всю сеть. Поэтому эффективно в данном случае работает модель дистанционного обучения.
Чему учить?
Тематика обучения зависит от этапа построения франшизы. При запуске новой точки могут понадобиться курсы, которые учат принципам управления, продажам и тому, как достигать тех или иных показателей. Если вы уже давно работаете с франчайзи, становится заметно, где есть явные пробелы, и курс создается целенаправленно, чтобы их закрыть.
В основном, базовую структуру обучения можно разделить на несколько блоков:
- Стандарты качества — курсы по продукту, рассказывающие о ключевых правилах организации. Эти курсы создаются самими основателями франшизы. Это основа базы знаний, которая идет в пакете для франчайзи.
- Развивающие курсы — программы, которые могут продвигаться как основателями франшизы, так и непосредственно управляющими на местах. Данные курсы можно также приобретать уже готовыми, например, в нашем маркет плейсе более 100 доступных курсов по soft skills.
- Курсы по изменению — регулярные марафоны и образовательные программы, которые направлены на постоянное обновление и движение сети.
По нашему опыту, спрос на обучение и вовлеченность непосредственно в образовательный процесс, в том числе показатели усвояемости материала, у представителей франчайзи в среднем на 20-30% выше, чем у участников собственной сети. Если компания проводит открытые вебинары или запускает общий курс, то в первые часы на них регистрируются именно представители франшиз.
Почему именно онлайн-курс?
Почему так популярна франшиза «Додо Пицца»? Её главное преимущество — мощная бизнес-система, которая включает в себя технологии, собственное программное обеспечение, систему менеджмента и маркетинга.
Выходит, что покупая франшизу, предприниматель получает доступ к цифровой модели сети. Он попадает в систему, где все четко и ясно: сколько готовится та или иная пицца, какие блюда чаще заказывают, какие ингредиенты нужные сейчас, прогноз спроса, сезонность. Франчайзи больше не работает в вакууме, у него появляется крепкая база, на которой можно строить собственный бизнес.
Точно так же онлайн-образование может стать частью этой базы. Онлайн-курс поможет оцифровать не только бизнес-процессы, но и проанализировать квалификацию персонала. У предпринимателя формируется четкое представление о сотрудниках, их hard и soft skills. Это позволяет быстро решать задачи кадрового резерва, люди в компании имеют теперь определенную цифровую характеристику, не только на уровне их дел (продажи/посещаемость и тд), но и на уровне их знаний.
Постоянные изменения на рынке и развитие технологий требуют от бизнеса гибкости. Наиболее успешны франшизы, которые могут адаптироваться к обстоятельствам, не меняя концепцию. Если франчайзер решает поменять что-то в своих стандартах, ему нужен инструмент, который донесет идею изменения до каждого сотрудника по всей России. Добиться этого можно, создав обучающий онлайн-курс.
Можно бесконечно пытаться мотивировать сотрудников, объяснять им свою идею, расписывать стандарты качества, но если они находятся на расстоянии, контролировать эффективность обучения невозможно. Онлайн формат позволяет наблюдать в реальном времени, как те или иные пласты знаний распределяются и усваиваются по всей сети, причем франчайзер может сам адаптировать их для каждой точки, зная, где конкретно есть пробелы и на что стоит обратить внимание.
Как создать?
На сегодняшний день, запуск онлайн обучения – вполне доступная задача. В подавляющем большинстве случаев на первом этапе учебные программы формируются из текущих материалов компании: системы, на базе которых создается курс, поддерживают любые форматы контента, в том числе любые офисные документы, видео, презентации, тесты. Внутри СДО, системы дистанционного обучения, можно просто создать определенную структуру и распределить данные курсы по должностям и ролям. На следующем этапе уже совместно с методистами и педагогическими дизайнерами создатель решает, какие элементы преобразовать: какую-то тему сократить, а какую, наоборот, раскрыть подробнее, где-то использовать презентацию, а в другой части красивый лонгрид, может быть, заменить определенные тесты на кейсовые вопросы. После того, как курс создан, система автоматически будет выдавать подробную аналитику и позволять гибко управлять процессом, совершенствуя курсы и настраивая пути сотрудников.
***
Сегодня франчайзинг — одна из самых востребованных бизнес-моделей в России. На рынок в этом сегменте выходят уже не только сетевые кафе и рестораны, но даже социальные проекты, касающиеся детского образования и услуг для старшего поколения.
По данным исследования портала franshiza.ru, рынок франчайзинга в России за последний год вырос на рекордные 19%. В начале 2018 года было 1900 продавцов франшиз, в начале 2019 — уже больше 2250. При этом активно продвигают и развивают свои франшизы всего около тысячи из них, хотя это очень важно для успешного развития бизнеса франчайзера. И онлайн-образование может помочь быстро и эффективно решить большинство вопросов в этой сфере.
Автор: Владимир Щербаков