Почему тормозит 1С и что с этим делать? (И надо ли вообще что-то делать)
«Бывает, автоматизирую управленческий учет на предприятии, а сотрудники жалуются: «1С тормозит, работать невозможно, ускорьте, а?», – Анатолий Никулин расскажет об основных «тормозах» 1С, и о том, как помочь системе работать в стабильном ритме.
Программы 1С сделали довольно мощный скачок в своем развитии в версиях 8.3 и выше. Появилось много новых фич – гибко настраиваемые отчеты, возможности запуска программы в браузере, трехзвенная архитектура системы. Из-за этого программа работает медленнее на прежних компьютерах.
Расскажу, как это исправить.
Зафиксируйте тормоза
Первый шаг на пути к решению проблемы – зафиксировать участки, пользователей и операции, которые тормозят. Так вы сможете нормально поставить задачу по решению проблемы специалисту. Потому что бывает и такое:
Специалист: «Где конкретно у вас тормозит – в каких документах, отчетах или при каких операциях?»
Руководитель: «Везде!»
С таким условием работать сложно потому, что неформализованные проблемы персонала транслируются через руководителя в очень завуалированном виде. Решить такое «везде» обычно нельзя.
Чтобы зафиксировать проблему, соберите информацию о проблемах сотрудников. Пусть каждый пользователь программы опишет те моменты, которые мешают работать именно ему.
Для удобства сбора информации можно приготовить документ такого формата:
- дата и время события
- должность и фамилия пользователя;
- название операции;
- время, затрачиваемое на выполнение операции;
- желаемое время выполнения операции.
Подсчитайте убытки
Руководителю необходимо решить, как скорость программы влияет на бизнес. Это можно сделать на основе данных, собранных от пользователей.
Проранжируйте список в зависимости от важности проблемы и рассчитайте гипотетический вред по пунктам. Первыми в списке должны идти процессы, которые критичны для бизнеса и вызывают наибольший убыток.
Например, у вас розничная торговля. У кассира тормозит программа: он при продаже нажимает кнопку «Оформить», а 1С думает еще секунд 15. Покупатели нервничают, не хотят стоять в очереди и уходят в другие магазины.
Допустим что, из-за этого вы теряете каждого десятого покупателя. Зная количество покупателей в день X (количество чеков за день) и размер среднего чека за день Y (дневная выручка разделить на количество чеков), мы можем найти упущенную выручку.
Упущенная выручка = X *10% * Y. При 50 покупателях в день и среднем чеке в 1500 рублей упущенная выручка = 50*0,1*1500 = 7500 рублей в день и 225 000 рублей в месяц.
Общего руководства по показателям скорости операций нет. Базируясь на знании процессов своего предприятия и мнении персонала, вам необходимо составить допустимую оценку к скорости. Здесь важно отсечь неадекватные оценки от сотрудников.
Некоторые операции не несут больших убытков. Например, менеджер по маркетингу сообщает, что отчет по XYZ-анализу товаров для выявления стабильности продаж строится два часа и что он теряет время, ожидая результата. Решением может стать создание отчета в автоматическом режиме ночью. Такой подход позволит начинать работу с готовыми данными уже утром.
Назначьте ответственного за решение задачи
Третий шаг – назначить ответственного специалиста за решение задачи.
Здесь начинается самое интересное. Так уже повелось, что предприятия обслуживают и специалисты по 1С, и специалисты по поддержке компьютеров и сетей. Поручая задачу по повышению скорости работы обоим специалистам, вы так и не найдете проблему. Они будут перекидывать проблему друг на друга. 1С-ники скажут, что проблема где-то в системе или в оборудовании, а компьютерщики – что у них все нормально и проблема в 1С. Классика.
Что делать? Самый просто вариант – назначить одного из них ответственным за результат, а другого отправить в подчинение. Таким образом, у ответственного сотрудника сразу же возрастет интерес решить задачу, а не свалить ее на другого.
Если ваши специалисты не готовы брать ответственность за задачу целиком, нанимайте человека со стороны со специализацией в этой области и подчините ему обоих сотрудников.
Определите план работ
В общем случае, план работ по оптимизации 1С выглядит так:
- Анализ требований и консультация.
- Замеры и мониторинг производительности.
- Анализ замеров и показателей производительности.
- Разработка вариантов повышения скорости работы и их оценка.
- Выполнение работ по плану.
- Оценка результатов.
На этапе консультирования специалист работает с данными, которые вы для него собрали. Он проконсультирует по поводу причин медленной работы и адекватности требований, предъявляемых к системе. Возможно, что на этом этапе вы измените порядок важности медленно работающих участков или требования к ним.
На этапе замеров и мониторинга производительности специалист снимает показания о длительности выполнения операций и общей нагрузке на систему и оборудование. Замеры должны фиксироваться в лог. Их динамика будет показывать, движется ли специалист в правильном направлении при решении вопроса.
На этапе анализа замеров специалист сводит воедино собранную статистику по программным и аппаратным замерам. Так он выявляет зависимости и однозначно определяет, носит проблема системный характер или это какое-то местечковое проявление.
На этапе разработки вариантов и оценки специалист предлагает варианты оптимального решения проблемы и называет стоимость работ.
На этапе выполнения работ соответственно проводятся работы по предложенному решению.
На этапе оценки достижения результатов вы со специалистом оцениваете, смог ли он достичь желаемого результата. Основной показатель – насколько новая скорость работы близка к допустимому значению.
Если результата не достигли – начинайте сначала и ищите другой подход. Увы!
Из-за чего обычно тормозит 1C
Перечислю несколько основных причин тормозов и возможные варианты решения.
Причина 1: Не хватает мощности
Чем больше одновременно работающих пользователей в программе — тем больше нагрузка на систему.
Решение:
- Изменить режим работы. Например, перевести базу данных из файлового режима в терминальный или клиент-серверный.
- Увеличить объем или быстродействие железа. Например, использовать более быструю дисковую подсистему – SSD.
Причина 2: Слишком много информации в базе данных
Со временем база данных заполняется документами, справочниками и прочей учетной информацией. Скорость работы при этом будет снижаться, так как необходимо обрабатывать большие объемы данных при построении отчетов.
Решение – провести свертку базы. Свертка базы – это расчет итогов на конкретную дату и удаление всей документальной информации до нее. Обычно свертку делают в начале года, удаляя лишние данные за предыдущий год.
Причина 3: Программа используется не для того
Не стоит на мощных и сложных конфигурациях 1С организовывать решения простых задач. Например, 1С: ERP предназначена для автоматизации средних и крупных предприятий в сфере учета, бюджетирования и прогнозирования деятельности предприятия, а не для автоматизации рабочего места кассира.
Решение – использовать программы для тех задач, для которых они предназначены. Для рабочего места кассира лучше использовать легкую 1С: Розница, а информацию из нее отправлять в центральную учетную систему.
Причина 4: Лишние функции
Новые конфигурации 1С изобилуют всякими настройками ведения учета. И после установки программы хочется включить все возможности, которые только есть – характеристики номенклатуры, номера ГТД, серии, дополнительные реквизиты и сведения, ордерные склады, ведение дополнительных аналитик учета. Нужно это или не нужно – вопрос десятый. Пусть будет – авось потом пригодится.
Все это замедляет работу 1С. Даже если в явном виде опции не используется – чтение дополнительных табличных частей, отборы с учетом разрезов повышают нагрузку на систему.
Решение – использовать только то, что действительно нужно. Включайте и настраивайте подсистемы и дополнительные опции по мере необходимости, а не все сразу. Если не знаете, что именно вам нужно и как это оптимально настроить – проконсультируйтесь со специалистом 1С.
Причина 5: Неоптимальные настройки
Предприниматель захотел использовать в базе 1С ограничение прав пользователей на уровне записи (RLS) – в одной базе пользователям с одинаковым профилем прав разрешить разные данные для чтения и записи. Чтобы продавцы одного отдела не видели склад и кассы другого.
Это можно сделать типовым решением, но предприниматель самостоятельно решил настроить систему прав. Вместо одного объединенного профиля с ограничениями, он создал множество одиночных ограничений на каждый вид данных. Как следствие – система жутко тормозила под пользователями.
Решение – консультироваться с опытными специалистами, которые понимают, как это должно работать. Используйте их знания и экономьте свое время.
Краткий план, как ускорить 1С
- Зафиксируйте проблему. Самостоятельно, поручите ответственному сотруднику или другим доступным способом.
- Оцените допустимые значения и выгоду от ускорения процесса.
- Назначьте ответственного – специалиста из штата или профессионала со стороны.
- Оцените окупаемость работ и примите решение, нужны ли они. Принимать решение, ускорять 1С или нет, я советую делать на основе оценок теоретических убытков от медленной работы, и стоимости работ специалистов.
- Проследите за выполнением работ.
- Подведите итоги.
Автор: Анатолий Никулин
Источник: New RetailОригинал: https://new-retail.ru/business/pochemu_tormozit_1s_i_chto_s_etim_delat_i_nado_li_voobshche_chto_to_delat6495/
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий
Прошлой осенью компания «Передовые Платежные Решения» (ППР) выпустила абсолютно новый продукт ...
18.11.2015
В любой экономической ситуации бизнес может найти точки роста. Очевидно, что для развития предприятия и ...
11.11.2015
Требуется: