7 причин, по которым быстрый рост может убить компанию
Неожиданные расходы, хаос в учете, профнепригодные сотрудники и другие болезни роста. Компания наконец добилась признания, и ее доходы растут как снежный ком? Не спешите радоваться — быстрый рост чреват множеством проблем, которые могут положить конец вашему бизнесу.
1. Недостаток операционной наличности
Компания получила много выгодных контрактов, однако, чтобы их выполнить, нужно сперва оплатить работы собственных подрядчиков. И если, например, сделать это нужно строго через месяц, а ваши заказчики заплатят только через полгода, то вы определенно банкрот. При этом обилие выплат, обещанных по контракту, расслабляет руководство компании, которое утрачивает контроль за балансом между доходами и расходами: очень скоро расходы становятся так велики, что месяц плохих продаж может привести к банкротству компании. В такой ситуации, например, оказалось в 2005 году независимая кинокомпания 5 Stones Group: ее заказчиками стали такие крупные компании, как Canon, CNN и Panasonic. По контракту треть суммы заказа выплачивалась заранее, треть — в середине предполагаемого времени исполнения и последняя треть — по окончании съемки фильма. Однако любая задержка с выплатами по одной из лент приводила к остановке других проектов, на которые начинало не хватать средств. Компании удалось выйти из ситуации, лишь сознательно притормозив подписание контрактов со все новыми клиентами.
2. Путаница в операциях
Число сделок растет, а вы еще не перешли к их автоматизированному учету и по-прежнему записываете результаты подсчетов в засаленный блокнотик. Как следствие, уже через неделю в учете наступает полный хаос. Вы думаете, с этой проблемой сталкиваются только мелкие компании, которые внезапно вступили в период бурного роста? На деле им подвержены (только на более высоком технологическом уровне) даже быстрорастущие гиганты. Например, Groupon, который всего за четыре года, с 2008 по 2012-й, расширил штат с десяти до 10 000 человек, открыв представительства в 45 странах, столкнулся с тем, что его автоматизированные системы учета оказались не в состоянии точно подсчитать, сколько денег поступает на счета компании.
80% недовольных покупателей могут стать вашими постоянными клиентами, если вы отреагируете на проблему быстро и по существу
3. Перегрузка службы поддержки
Все телефоны оборваны, а девочка на ресепшен не располагает ответами на половину острых вопросов клиентов. Между тем, служба поддержки играет важнейшую роль в процессе привлечения и удержания клиентов: подсчитано, что каждый пятый потребитель считает ее одним из самых эффективных средств для создания атмосферы доверия между клиентами и компанией. При этом, согласно исследованию специалистов Гарвардского университета, 80% недовольных покупателей могут стать вашими постоянными клиентами, если вы отреагируете на проблему быстро и по существу.
4. Успех ведет к привычке транжирить деньги
В компанию хлынула наличность — почему бы не начать ее тратить? Персоналу повышены зарплаты, а руководитель приобретает привычку каждый вечер ходить в ресторан. Работе же уделяется все меньше времени. Впрочем, эти мещанские способы растраты — далеко не самые быстрые и эффективные: в наши дни компании больше всего транжирят на приобретении других компаний. К такому выводу пришли авторы исследования "Выигрывают ли акционеры от покупки других компаний", проанализировав более 12 000 сделок, совершенных за последние 20 лет. Выяснилось, что крупные компании, накупившие стартапов, сделали своих акционеров на $226 млрд беднее, и только мелким и средним удалось обогатить собствеников на $8 млрд. Вывод — чем меньше компания, тем разумнее она тратит деньги на приобретение стартапов. Неудержимый аппетит, граничащий с безумием, приходит по мере роста.
43% неудачно нанятых сотрудников попадают в компанию именно из-за спешки на этапе бурного роста
5. Проблема с кадрами
Быстрый рост компании сперва приводит к тому, что нагрузка на всех сотрудников увеличивается — ведь теперь им приходится совершать существенно больше операций, многие из которых к тому же оказываются совершенно новыми. Возникает необходимость в рекордно краткие сроки набрать новых сотрудников, что часто чревато наймом профнепригодных работников. Согласно исследованию компании CareerBuilder, 43% неудачно нанятых сотрудников попадают в штат из-за спешки: у компании отсутствует возможность потратить два-три месяца на поиск достойного кандидата, и они заполняют вакансию кем попало. Между тем, 41% компаний теряют на плохом рекрутинге $25 000 каждая, а 24% — даже по $50 000. Небольшие компании, у которых нет своего HR-отдела, тут демонстрируют самые худшие результаты.
6. Изменения в процессах принятия решений
Роль лидера в период быстрого роста критически возрастает, и само по себе это неплохо. Однако главе компании становится все труднее входить в разнообразные детали работы организации, которые могут быть важны для процесса принятия решений. Ему приходится делегировать полномочия, а для этого требуется выстроить надежную «вертикаль власти». Не все руководители оказываются к этому способны.
7. Более жесткие требования к лидеру
Все дурные качества лидера становятся тем заметнее, чем дальше растет компания. Представьте, что кресло директора Apple доверили бы руководителю какой-нибудь фирмы «Носки секонд-хэнд», который до этого занимался в основном тем, что вымещал на сотрудниках свои комплексы, а экономику изучал, торгуя на базаре в родном райцентре. Коллапс будет неизбежен. Джим Клифтон, гендиректор Gallup, в своем блоге высказывает мнение, что из 10 млн менеджеров американских компаний 7 млн — «неумехи». Сказанное бизнесмен подтверждает статистикой по низкой вовлеченности сотрудников компаний в работу и сообщает: плохой менеджмент обходится фирмам ежегодно в $450–550 млрд.
"Недостаток операционной наличности" для этого существуют кредиты... Кстати, еще можно заранее просчитать возможные расходы, и не нахватывать клиентов, если не можешь обеспечить выполнение работ должным образом.
Некомпетентные девочки на ресепшн - частая проблема. Но тут уже вопрос к руководству: что ему важнее качество работы или меньшие затраты на обучение этих девочек.
Петров Артем, какие уж там затраты, просто берутся "симпатичные лица", дабы компания встречала посетителей презентабельны. И, будем честны, в некоторых сферах это приемлемо и окупается.
Текучка кадров - это бич современных компаний. Сначала спешим и набираем профнепригодных, а потом увольняем и снова спешим найти новых, но... увы, таких "талантливых".
Денис, это все отсутствие в компаниях грамотных hr-ов. Вот уж на кого не стоит жалеть времени и денег.