Принципы на все времена
Российский потребительский рынок вступил в непростую полосу. Колебания курсов валют, высокая инфляция и снижение доходов населения привели к тому, что потребители стали экономить, а стало быть, в любой момент могут переключиться с привычных брендов на более дешевую продукцию. Производители, в свою очередь, также вынуждены каким-то образом снижать издержки, чтобы поддержать рентабельность, ведь большинство потребителей стало весьма чувствительно к повышению цен.
Какие возможности есть у компаний, выпускающих продукцию мясопереработки в нынешних условиях? О том, что далеко не все способы снижения себестоимости продукции являются жизнеспособными, а также о том, какие вложения оправданы в кризис, рассказал директор по качеству Группы «ПРОДО» Ризван Джанарсланов.
– Расскажите о конкурентных преимуществах, которые, на ваш взгляд, выходят на первый план в условиях снижения покупательной способности населения.
– Качество продукции всегда является залогом того, что она будет хорошо продаваться и завоюет большую лояльную аудиторию в любой экономической ситуации. Очень важно не просто разработать хорошую рецептуру и выпустить вкусный продукт, а обеспечить постоянство вкуса и качества. Ведь даже ярый поклонник какого-то бренда легко откажется от него, если однажды не обнаружит привычный вкус. У качества конечного продукта есть несколько составляющих: характеристики исходного сырья, рецептура и безопасность. Качество сырья – особая тема. Но в Группе «ПРОДО» проблема решена оптимальным образом. Мы сами выращиваем и птицу, и свиней. Следим за всеми этапами их развития, знаем, как поставлен ветеринарный и лабораторный контроль. У нас и корма собственного производства, так как в Группу входят и производитель зерна, и комбикормовые заводы. Все процессы прозрачные, и нами же контролируются.
– Какие способы снижения себестоимости продукции оправданы в непростые времена?
– Мясопереработка в нашей стране уже давно очень конкурентный рынок. И экономический кризис – большой соблазн для производителей перейти на более дешевое сырье. Однако из этого сразу следует и снижение вкусовых качеств продукта. Например, если колбаса всегда делалась из охлажденного сырья, то даже переход на замороженное мясо может изменить ее вкус. Не говоря уже о добавлении более дешевых сортов или, например, замены говядины мясом птицы. Так очень легко потерять доверие потребителей, которое впоследствии будет очень сложно вернуть. Предприятия Группы «ПРОДО» ни при каких обстоятельствах не меняют рецептуру продукции. Это наша принципиальная позиция.
– То есть со снижением прибыли или даже уходом в убыток придется смириться?
– Если нет других способов снизить себестоимость, то да. Но крупные холдинги, к которым относится Группа «ПРОДО», имеют больше возможностей, чем представители среднего и малого бизнеса. Полный производственный цикл предприятий позволяет контролировать всю цепочку, снизить издержки на всех этапах, оптимизировать работу. И таким образом добиться снижения себестоимости продукции. В «ПРОДО» сейчас полным ходом идет процесс оптимизации на всех этапах производства.
– Сейчас много говорят об импортозамещении. Не повлияет ли переход на отечественные компоненты на качество готового продукта?
– Все зависит от того, как подходит компания к импортозамещению. Импортное оборудование, действительно, это гарантия качества. Но могу сказать, что альтернатива на сегодня есть, с хорошим качеством и по приемлемой цене. Что касается составляющих продукта мясопереработки, то мы уже давно почти полностью работаем на отечественном сырье, кроме, может быть, говядины и некоторых составляющих. По всем компонентам есть альтернатива в России. От замещения на отечественные компоненты качество продукции не должно пострадать. В Группе «ПРОДО», например, все замены прорабатываются экспериментально нашими технологами.
– Как это происходит?
– Вопрос перехода на новые компоненты очень тщательно прорабатывается нашими экспертами. И эти решения взвешены, главное – не потерять качество. Зачастую исследование компонентов и их внедрение занимают 2–3 месяца.
– Что еще могут предпринять производители для поддержания качества продукции, не вкладывая при этом серьезных средств?
– Как я уже говорил, для оптимизации производственных процессов необходима их прозрачность. Это значительно облегчает контроль и исключает возможность возникновения сбоев. Состав конечной продукции зависит от того, по каким стандартам она делается. У нас большая часть производства идет по ГОСТ, есть и позиции, выпускающиеся по ТУ. Однако в контроле за соблюдением обоих стандартов различий нет. Что касается безопасности продукции, сейчас все наши перерабатывающие предприятия находятся в процессе внедрения Системы менеджмента безопасности продуктов питания в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 22000. Кроме того, в нашей Группе идет разработка корпоративной системы качества, которая нацелена на удовлетворенность потребителя и позволит еще больше оптимизировать контроль над всеми этапами производства.
– Дорого ли обходится предприятиям внедрение этих систем качества? И оправданы ли эти затраты в период кризиса?
– Серьезных затрат приведение производств в соответствие международным стандартам у нас не потребовало, так как в Группе «ПРОДО» уже давно проводится жесткий контроль всех процессов. В первую очередь это работа по систематизации, повышению прозрачности всех процессов, и здесь мы обходимся силами нашего профильного департамента. Задача новой системы контроля качества – выявить «зоны риска», т. е. этапы, на которых возможно возникновение проблем. И таким образом оптимизировать работу контролеров: уделять повышенное внимание там, где оно нужно, и не распылять усилия понапрасну там, где этого не требуется.
– Такая система гарантирует, что потребители будут удовлетворены качеством вашей продукции?
– Конечно, без нареканий не обходится ни у одного производителя товаров народного потребления. Но нужно понимать, что цепочка у нас очень длинная. И не всегда производитель виноват в том, что вызвало претензии. Иногда в мелких магазинах 60–80% проблем возникает из-за неправильного хранения.
– Как можно контролировать условия хранения продукции в рознице, тем более в несетевых магазинах?
– Проводить регулярные аудиты, чтобы понимать, что происходит на рынке, насколько точно соблюдаются требования к хранению продукции. Мы разрабатываем контрольные листы, как должна храниться продукция. По каждому пункту при проверке магазина начисляются баллы. В результате мы можем понять, в каких магазинах больше и меньше проблем.
– Каждую точку ведь проверить невозможно…
– К сожалению, это так. Но мы создаем график проверок и выборочно посещаем разные магазины. В розничных сетях проверки проводить проще – там выстроены стандарты хранения товаров. С несетевыми сложнее. Но мы планируем разработать систему проверки и таких точек. В первую очередь в нее будут попадать магазины с большими объемами закупок.