5 мифов о бизнес-образовании
Еще 15 лет назад любой крупный собственник бизнеса рассмеялся бы в лицо тому, кто сказал бы, что для развития своего дела ему надо сесть за парту. Сегодня бизнес-образование считается чуть ли не обязательной графой в резюме. При этом оно окружено огромным количеством мифов. Многие ли из них имеют под собой реальную основу?
Миф № 1. Бизнес-образование — деньги на ветер
Миф о том, что бизнес-образование ничего не дает, — один из самых распространенных. Он уходит корнями сразу в две проблемы, которые существуют на рынке. Первая заключается в некомпетентности ряда игроков, вторая — в некомпетентности самих клиентов компаний.
Бизнес-образование — это работа с осознанной целевой аудиторией. Более того, это работа с аудиторией, которая имеет мощную энергетику. Во всем мире обучение такой аудитории строится на диалоге, у нас же (в силу непрофессионализма многих участников рынка) очень часто учат на основе информации, взятой из общих источников. Людям просто читают лекции. В результате те, кто должен стремиться к другой ментальности, к другой ступеньке развития, получают обыкновенный диплом о переподготовке. Он ничего не подтверждает, кроме того, что человек прослушал ряд предметов. Отсюда и идет неудовлетворенность клиентов, которые платят за бизнес-образование большие деньги, но не получают результата.
Стандартов, по которым работали бы бизнес-школы, их тренеры и консультанты не существует: ни комиссий, ни сертификации, ни законодательного регулирования. Фактически преподавать может кто угодно и как угодно. Поэтому ничто не мешает недобросовестным преподавателям завышать ожидания от программ, для того чтобы привлечь в них как можно больше участников.
Миф № 2. Бизнес-образование зомбирует людей
Этот миф имеет под собой реальную основу. Вопрос о критериях качества в образовательных программах по психологии сегодня стоит более остро, чем в любых других программах, так как они в определенной степени изменяют человеческое сознание и мировоззрение. Злоупотребление в области психологического бизнес-образования может привести к крайне негативным последствиям для клиента.
Корень проблемы кроется в трансформации знания некомпетентными участниками рынка. Клиенту требуется простое решение проблемы, поэтому многие непрофессиональные бизнес-тренеры упрощают глубокие концепции, скажем, НЛП или соционики. По сути, вместо полного изучения какой-либо философии предлагают ее матричную схему. Естественно, что всякий индивидуальный подход при этом исключается. Дальше начинаются проблемы: управляющий проходит обучение и начинает делить своих сотрудников на 16 соционических типов. Но люди не укладываются в тип!
Миф № 3. За два дня ничему нельзя научиться!
Этот миф появился исключительно благодаря нашему менталитету. Наш соотечественник уверен: чтобы чему-то научиться, необходимо по меньшей мере получить высшее образование. Поэтому краткосрочные образовательные программы в бизнес-школах обычно вызывают недоверие у клиентов-новичков.
Клиенты часто говорят: «Чему я научусь за два дня?! Получу-ка я лучше второе высшее образование». Несомненно, высшее образование необходимо. Оно учит работать с информацией, учит систематизировать. Но высшее образование — базовый уровень. Это раньше мы могли закончить, скажем, химфак и прожить на одном дипломе всю жизнь. В наши дни обновление знаний происходит каждые два года. Чтобы быть в тонусе и быть востребованным специалистом, невозможно не получать новое знание или получать его слишком долго. Поэтому мир уже давно живет на краткосрочных программах.
Каждая краткосрочная программа — это примерно 16–20 академических часов. Если спроецировать их на учебную программу вуза, то получится, что в два дня умещается примерно месяц лекционных занятий в институте. К тому же необходимо помнить, что бизнес-консультант детально прорабатывает каждую конкретную тему.
Миф № 4. Столичные и иностранные тренеры не скажут ничего полезного!
Большинство клиентов бизнес-школ предпочитают обучаться у региональных бизнес-тренеров и консультантов. На рынке сложилось мнение, что зарубежные и столичные профи не знают местной специфики и являются «птицами высокого полета».
Однажды мы привозили очень известного зарубежного консультанта, можно сказать, гуру. И один из клиентов сказал: «Зачем я буду слушать его? Мой бизнес маленький. А он будет рассказывать, как построить компанию по стандартам мирового класса!» Я тогда ответила уважаемому клиенту, что, если бы у него была компания, построенная по стандартам мирового класса, я бы никогда не пригласила его слушать эту программу.
Бизнес-тренеры советуют учиться с опережением. Знания надо получать сегодня, чтобы завтра их внедрять. Учение на вырост поможет в будущем избежать бесполезного и экономически невыгодного повторения пройденного. У каждого человека есть область ближайшего развития. Практика показывает, что те, у кого область развития шире, усваивают 80–90% информации, которую выдает бизнес-тренер, те, у кого уже, — около 60%. Это не значит, что последние понимают меньше. Просто они не доросли до уровня, когда будут способны усвоить больший объем знаний. Именно поэтому многие ходят на одну и ту же программу дважды, так как когда-то не поняли, что учатся на вырост.
Миф № 5. Эффективное обучение возможно только на открытых (корпоративных) программах
Многие клиенты ударяются из крайности в крайность, выбирая только определенный тип программ. Эксперты подчеркивают, что такой подход к бизнес-образованию в корне неверный. Различные программы имеют различные преимущества. Главный плюс открытых программ — клиент находится в аудитории себе подобных и может понять, в какой точке развития по отношению к ним существует. Кроме того, каждая открытая программа дает эффект синергии, т. е. клиент приходит на программу с одной идеей, а уходит с 15 новыми.