Как бороться с опозданиями сотрудников?
Прежде всего необходимо отметить, что опоздания на работу бывают разные по своему характеру и условно делятся на группы.
2) Опоздания, связанные с недостатком стимула для прихода на работу вовремя. Они наблюдаются у людей недисциплинированных, на которых лучше действует метод "кнута и пряника", чем простое желание соблюдать трудовой распорядок.
3) Опоздания, которые являются следствием отдаленности места жительства от работы и проблем с транспортом.
4) Опоздания, вызванные чрезвычайными обстоятельствами - дорожно-транспортным происшествием, аварией в квартире (замок в двери сломался, кран сорвало) и другими, но такое может случиться с каждым хотя бы раз в жизни.
Универсального средства против опозданий, к сожалению, еще не придумано. Однако есть индивидуальные способы решения проблемы.
Там, где присутствие работника необходимо в строго определенное время, например для диспетчера крупной транспортной организации, опоздания просто недопустимы, ведь тогда работа целой системы будет парализована. В то же время в творческих коллективах нет острой необходимости приходить к 8.00 или к 9.00, здесь главное, чтобы опоздания не мешали производственному процессу в целом. Например, дизайнеру удобнее закончить проект сегодня, пусть даже засидевшись допоздна в офисе, а утром следующего дня спокойно поспать на часок подольше.
Перед началом борьбы с нарушителями трудовой дисциплины надо зафиксировать факт опоздания. Это может быть самый примитивный, но очень действенный способ, когда руководитель встречает опаздывающих прямо в дверях офиса. Но можно использовать и самый современный - введение системы контроля доступа, где от прикосновения магнитной карточкой к считывающему устройству на входе в офис в компьютерную базу данных вносится точное время прибытия на работу. Еще один метод - это журнал прихода на работу, в котором работники самостоятельно, по мере прибытия, расписываются и указывают время своего прихода на работу.
После фиксации факта опоздания рекомендуется выявить причины частых нарушений трудового распорядка. И только после этого начинать применение репрессий. Самый быстрый метод - это вызов на ковер к руководителю прямо в день опоздания работника. Беседовать можно с глазу на глаз, но можно и привлечь начальника отдела, в котором работает нарушитель, старшего менеджера или специалиста по персоналу. Также на практике применяется вынесение письменного выговора, взыскания по отношению к опоздавшему работнику.
Многие работодатели любят наказывать за опоздания рублем, то есть штрафами. Однако это противоречит закону! Некоторые применяют метод депремирования, то есть снижения размера премии, вплоть до ее лишения, забывая четко регламентировать такие моменты в положениях о премировании работников. В некоторых организациях ограничиваются публичным оглашением фактов опозданий, вывешиванием списков опаздывающих на информационном стенде, устными порицаниями на общем собрании коллектива. Иногда специально для несобранных сотрудников вводятся гибкие графики работы, например, с 9.00 до 10.00 - начало работы, с 18.00 до 19.00 - окончание. Однако некоторые работники умудряются опаздывать и к 10.00. Наиболее продвинутые фирмы проводят тренинги и беседы по эффективному использованию времени и ресурсов. А если опоздания связаны с удаленностью офиса от центра, проще всего решить вопрос о служебном транспорте.
Опоздания сотрудников – одна из главных проблем современных организаций. Штрафы, выговоры – все это действует лишь временно, да и самому руководству вполне обоснованно надоедает выполнять роль жандарма и следить за пунктуальностью сотрудников. К тому же, если разобраться, не всегда опоздания ведут к ухудшению работы – ведь все равно сотрудник в конце концов обязан будет выполнить свою работу, и вполне вероятно что выполнит он ее в срок.
Тем не менее, во многих организациях вопрос борьбы с «опоздунами» стоит серьезно. Руководителям таких компаний будут не лишними наши советы.
Какие же новые нетрадиционные способы борьбы с нарушителями трудовой дисциплины возникли в управлении персоналом в последнее время?
Иногда корпоративные правила любой коммерческой компании предполагают наличие наказаний тем, кто кардинально отступает от них, и полное отсутствие награждений тем сотрудникам, которые стараются их придерживаться. Но справедливо ли оставлять вне внимания тех, кто не решится опаздывать на работу никогда и ни за что на свете?
Вероятно, награждать их не за что, но возможно использовать их в качестве арбитров, четко отслеживающих дисциплину сотрудников, известных своими частыми опозданиями. Оказывается, назначенные «арбитры» способны устроить надлежащее осуждение провинившимся. Вполне эффективно «вешать» штрафы не на одного сотрудника, уличенного в опоздании, а группу сотрудников, в которую опоздавший попал по случайному принципу в начале в текущем месяце.
Вечно опаздывающие готовы платить штрафы, чего нельзя сказать о дисциплинированных работниках. Для них сам факт опоздания считается позором и обычно сопровождается чувством стыда, так как их ответственность перед компанией велика. Используя воздействие малых групп на постоянно опаздывающего сотрудника, можно подавить у него всяческое желание приходить на работу не вовремя.
Никому из членов группы не захочется «страдать» по вине других. К тому же, заранее оповещенная о временном пребывании заядлого «опоздуна» в ее составе группа, начинает влиять на него еще в начале «образования» группы.
Как известно, поездки в метро или на другом общественном транспорте приводят к снижению энергетического потенциала сотрудника. Доезжая до работы, он может почувствовать усталость с самого раннего утра, а ему еще работать целый день.
Некоторые руководители придумали оригинальный способ избавления компании от опаздывающих сотрудников, а самих сотрудников избавили и от опозданий, и от долгого ожидания обеденного перерыва для восстановления жизненных сил, растраченных во время поездки до места работы. Бесплатные завтраки за полчаса до начала работы оказались панацеей от массовых опозданий сотрудников.
Например, начало работы офисных сотрудников предусмотрено в 9.00, а завтраки начинаются в 8.15 и заканчиваются ровно в 8.45. Взаимные выгоды от корпоративного эксперимента налицо. Сотрудники спешат на работу, после употребления завтрака их энергетический баланс восстанавливается, что, безусловно, влияет на качество их работы. А для компании прямая выгода в том, что сотрудники выполняют работу без потерь рабочего времени и более эффективно.
Среди эффективных нетрадиционных способов «борьбы» с опаздывающими сотрудниками — использование награждений вместо штрафов. Оборотная сторона системы штрафов — награждения за опоздания не в денежном выражении, а в отличительных значках. Захотел отличиться — опоздал — получи знак отличия. Например, «Злостный нарушитель дисциплины». Можно выработать свои правила. Например, награждать нарушителя не сразу, а только после пят. По сути это более суровый метод, который использовался раньше – вроде стенгазет.
Готовность платить штрафы — характерная черта сотрудников, склонных к частым опозданиям, да и нафантазировать причину опоздания для объяснительной для них не проблема. Целесообразнее найти и применить новые механизмы мотивации хронических «опоздунов», используя психологическое воздействие коллег и поставив опаздывающих в необходимость отчитываться перед ними о причинах опоздания либо заставив нарушителей носить негативные знаки отличия перед всем коллективом, говорящие об их несносном характере, или придумать предупреждающие меры, подобно организации для сотрудников вкусных завтраков.
Опубликовано 12.01.11.