Как подбирать команду детского сада?
Советы руководителей частных детских садов по поиску, подбору и развитию персонала
Внимание и контроль
Марат Зиганов, владелец холдинга «Ломоносовская школа»:
Даже самый опытный новичок нуждается в пристальном внимании первое время. Минимум 3 месяца испытательного срока; в течение первого года — обязательный контроль. В отличие от госсадика, где молодой сотрудник набирается профессионального опыта прямо на детях, в частном саду его можно взять сначала на дополнительную работу: материальная возможность для этого есть.
Воспитатель. Воспитатель частного детского сада должен вызывать у родителей доверие и уважение и говорить с ними на одном «социальном языке»; иметь профильное образование и опыт работы. Конкуренции среди воспитателей нет и не должно быть ни в коем случае: мы всячески поощряем профессиональную активность каждого сотрудника. Когда педагоги, не помышлявшие об участии в создании пособий, становятся соавторами, это сильно повышает их в собственных глазах и глазах коллег. Частный детский сад дает гораздо больше профессиональных перспектив.
Методист. Должен иметь аналогичный стаж работы в государственном садике и обязательно — непосредственно с детьми. Хорошо ориентироваться в существующих методиках, знать все их сильные и слабые стороны, активно сотрудничать с родителями, уметь оценить реальные способности и потребности каждого ребенка. Принимая методиста на работу, можно поговорить с родителями из прежнего садика, насколько это внимательный и способный к диалогу о ребенке специалист.
Психолог. Психолог должен быть не слишком молодым, обязательно с опытом работы в частном детском саду, владеть всеми психологическими методами, а не только набором тестов. Психология — наука наблюдения, здесь опыт, мудрость важны чрезвычайно. Найти подходящего психолога крайне сложно, хотя рынок предложений перенасыщен. Это как раз случай, когда можно даже перекупить действительно стоящего специалиста.
Директор. Директор — это настоящий управленец, причем обязательно имеющий отношение к педагогике. Однако на эту должность вряд ли стоит брать бывшего директора государственного сада. Разница принципиальна: там деньги «осваиваются»; здесь — зарабатываются. Он должен уметь правильно оценивать важность и эффективность трат; понимать, отчего могут вырасти расходы или упасть расценки. Для оценки претендента на эту должность можно воспользоваться специальными тестами, например с HH.ru.
Хозяйственник. Хозяйственник должен относиться к садику как к собственному хозяйству; посему — ненормированный рабочий день, все проблемы решаются немедленно. Современный, экономный, прогрессивный, умеющий считать — и так же настраивающий персонал: уборщицы должны знать все технические нюансы работы, быть сознательно экономными и знать, что за это непременно будут премированы.
Почти семья
Ирина Агеева, директор частного детского сада «Гулливер»:
Коллектив «Гулливера» — более 80 человек. У нас практически нет текучки. Большинство воспитателей работают уже по семнадцать лет — с основания сада. Наш коллектив — это почти семья, и именно такие отношения являются основной мотивацией для сотрудников. Государственные сады в Москве в последнее время получают такую финансовую поддержку и обеспечивают сотрудникам такие серьезные социальные гарантии, что по этой части нам становится сложно с ними конкурировать. К тому же частный детский сад — система замкнутая: профессиональный уровень сотрудники регулярно повышают на тренингах и семинарах, а вот карьерная лестница при отсутствии текучки кадров практически отсутствует.
Конечно, воспитатели — это основа имиджа сада, поэтому при возникновении вакансии мы очень внимательно относимся к приему на работу нового человека. Возраст для нас не важен: замечательным педагогом можно быть и в двадцать лет, и в пятьдесят. На собеседовании обращаем внимание на профессиональные знания, на то, как держится человек, как реагирует на предложенную ситуацию. В профессии педагога важно все: от чистоты волос до умения оказать первую медицинскую помощь ребенку.
Важен уровень эрудиции
Евгения Чураева, вице-президент учебного комплекса «Венда» и детского сада — школы «Лотос»:
Ищем сотрудников через интернет, печатные издания и, разумеется, «сарафанное радио»; молодых специалистов совсем без опыта работы не берем. При приеме на работу воспитателя важно понять, любит ли он детей и владеет ли психологическими приемами общения с дошкольниками. Мы предлагаем кандидатам ситуации типа «У вас ребенок неожиданно заплакал. Как вы себя поведете?» или «Один ребенок ударил другого, ваши действия». Также необходимо выяснить уровень владения современными методиками и средствами обучения, компьютерными технологиями; определить уровень общей эрудиции: ведь маленькие дети — «большие почемучки».
Повышение квалификации
Директор учебного комплекса «Венда» Ольга Белич:
Я оплачиваю доступ к базе резюме на специализированных сайтах и публикую объявления о вакансиях. Встречи с кандидатами провожу лично; часто прошу дать открытое занятие или смотрю разработки уроков, методические материалы. Кроме профессионального образования и опыта работы очень важны такие качества, как доброта, оптимизм, уравновешенность, общий позитивный настрой.
Частный сад обеспечивает педагогам более высокую зарплату и является для них более престижным. Мы регулярно проводим семинары и открытые мероприятия для педагогов по обмену опытом. Кроме того, наши сотрудники регулярно посещают курсы по повышению квалификации — очные или дистанционные.
Есть ли энтузиазм
Заместитель директора НОУ «Развитие» Валентина Горбульская:
Троих сотрудников мы взяли по рекомендации ректора пединститута — это наши молодые кадры. А больше всего я доверяю «сарафанному радио». Но единого рецепта нет: человек может прийти с улицы — и остаться надолго. Так произошло с нашим логопедом — она буквально за месяц показала отличный результат своей работы, и теперь это лучший наш специалист. А психологов в свою службу принимает наш опытный психолог, у нее свои методы определения уровня профессионализма.
Кроме образования очень важен энтузиазм и любовь к детям, поэтому на собеседовании я включаю весь свой профессиональный и жизненный опыт. Кстати, трудовая книжка может много сказать о человеке. Если он нигде не задерживается надолго, ему нет доверия. Однако рекомендации с прежнего места работы — вещь своеобразная, поскольку нельзя сбрасывать со счетов и элементарную ревность.
Кадры из мам
Директор АНО СОШ «Путь зерна» Дмитрий Воробьев:
Наш детский сад работает по вальдорфской педагогической системе. Новых сотрудников мы набираем на семинарах по подготовке воспитателей либо из числа бывших воспитателей других вальдорфских садов. «Выращиваем» мы и собственные кадры — из заинтересованных мам. Сначала они становятся помощниками воспитателей, потом мы отправляем их на учебу. Наши сотрудники примерно раз в год участвуют в международных конференциях по вальдорфской педагогике.
Рекомендации с прошлого места работы нам не нужны: мир вальдорфской педагогики тесен и прозрачен, все и так на виду. Возраст при приеме на работу решающей роли не играет, но мы стараемся так подбирать педагогов, чтобы в группе были и молодые и более зрелые воспитатели, чтобы каждый был носителем своего образа и все плюсы или минусы компенсировались.
Собеседование проводит не директор или методист, а педагогическая коллегия, состоящая из наших ведущих педагогов, и решение принимается коллегиально.