Лидерство на пальцах: пять правил эффективного управления
Конфуций сказал: «Мудрость начинается там, где вещам дают верные имена». Крис Макгофф — профессор Мэрилендского университета и бизнесмен с 30-летним опытом — в своей книге «Искусство управлять. 46 ключевых принципов и инструментов руководителя», вышедшей в издательстве «Манн, Иванов, Фербер», сумел четко сформулировать правила ведения бизнеса. Вот пять основных.
Чистая область
В 2007 году компания Microsoft выяснила, что сотруднику компании обычно требуется 15 минут, чтобы вернуться к умственной деятельности после того, как он отвлекся на прочтение очередной SMS. И вообще, если человека отвлечь от задачи — он потратит на ее выполнение на 50% больше времени и сделает на 50% больше ошибок. Удручающая статистика.
Как не попасть в эту ловушку? Создавайте «чистые области». Вы можете создавать такие области в своем ежедневнике, в офисе, конференц-зале, дома или в голове. Это значит, что нужно выделить время и отбросить все мысли, гаджеты, встречи, отвлекающие факторы и предубеждения. Вы впускаете в чистую область лишь то, без чего невозможно достичь заявленной цели.
Что хорошего в смятении?
В VI веке до н. э. люди верили, что Земля плоская. Представьте себе тот день, когда Пифагор собрал всех сограждан в большом амфитеатре и заявил: «Мы считаем Землю плоской, верно? Что ж, мы ошибались. Нет края земли. Если мы пойдем на восток — то в конце концов придем туда, откуда начали путь». Люди пришли в недоумение.
То же самое происходит с любой группой, которой вы руководите или членом которой являетесь. Это касается и лично вас. Каждый сейчас придерживается каких-то убеждений, чувствуя себя правым, но, возможно, таковым не является. Чтобы избавиться от ложного убеждения и прийти к верному, выработать общую позицию, определить единую цель и начать слаженно действовать, необходимо пережить смятение. Смятение — наилучшее состояние для обучения. Цените его.
Управлять работой или выполнять ее?
Многие топ-менеджеры проводят совещания так: они управляют этим процессом, одновременно предлагая конкретные меры и на ходу оценивая все, что предлагается другими. Это неприемлемо. Если вы управляете процессом, в результатах которого напрямую заинтересованы, вы непременно будете манипулировать им. Когда участников много и ставки высоки, работа и управление ею должны быть разделены. Кому-то стоит отвечать за разработку продуманной и сбалансированной системы.
Этот же человек должен следить за тем, чтобы отношение ко всем членам группы было справедливым. Кто бы ни взял на себя эту важнейшую роль, ему лучше всего отказаться от права участвовать в процессе. Я называю эту роль нейтральной. Человек обязуется быть полезным группе, не давая оценок выдвигаемым и реализуемым идеям, и следит за тем, чтобы не было нарушений установленного процесса.
Нарисуйте слона
Многие слышали историю о слепцах, один из которых, взявшись за хобот слона, с уверенностью сказал, что держит в руках змею. Столь же веско прозвучали слова другого слепца, который принял ногу слона за дерево. Два человека пришли к разным выводам, потому что у них была разная информация. Как только члены вашей группы осознают, что каждый из них держит лишь «часть слона», разногласия устранятся.
Иногда отсутствие полный картины приводит к удручающим последствия. Например, во время урагана «Катрина» на одном из городских стадионов таяло большое количество льда, в то время как люди умирали от обезвоживания.
Нарисуйте слона. Для этого необязательно быть художником. Просто подойдите к чистой доске или возьмите лист бумаги и нарисуйте схему, отвечающую на вопрос «Как работает данная система?». Картинка «слона» представляет собой понятную модель работы системы. Полезная модель построена так, чтобы люди могли ее обсуждать и выявлять способы воздействия на нее.
Отделяем факты, мнения, истории
Факты, истории и мнения — не одно и то же. И очень важно уметь их различать. Если вы хотите сделать дискуссии результативными, необходимо изжить всякое пустословие и дать зеленый свет лишь голым фактам.
Посмотрите на следующие два предложения: «Наш оборот в прошлом году составил $50 млн, а этого недостаточно. У нас слабый маркетинг».
Многие придадут этим фразам одинаковое значение. Люди, которые не могут отделить факты от историй и мнений, находятся в левой части рисунка. Вы можете называть их «пассивными слушателями». Другая группа слушателей, представленная в центре рисунка, может отделить одно от другого. Вот как они воспринимают услышанное: «Наш оборот в прошлом году составил $50 млн (факт), а этого недостаточно (история). У нас слабый маркетинг (мнение)».
Третья группу — точные аналитики. Они четко различают факты, истории и мнения — и не оказываются во власти заблуждений. Они знают, что люди, просыпаясь утром, «надевают» на себя свои убеждения и мнения точно так же, как носки или часы. Затем они выходят в большой мир и из всех встреченных ими фактов отбирают лишь те, что подкрепляют их мнения, попросту игнорируя остальные.
Автор: Юлия Баяндина
Создать чистую область в наше время достаточно сложно... Работа ведется через гаджеты подключенные к интернету, поэтому проникновение в работу информации лишней почти неизбежно. Дело в другом, во внимании на эти факторы отвлечения. Я, например, работая, обстрагируюсь от внешнего мира настолько, что меня очень сложно отвлечь, тоже "чистая область", только созданная в голове, а не искуственным образом - удаление источников получения лишней информации.
Сергей, обстрагируетесь Вы, потому что работа Вам интересна. А есть наемные работники, которых, без изоляции от внешних факторов, и работать-то не заставишь...
Петров Артем, а не пробовали ли Вы сделать так, чтобы Вашим работникам было интересно, чтоб им не хотелось самим отвлекаться? Тогда и заставлять не придется.
Петров Артем, как уже сказано в статье, координируйте, не надо никого заставлять. Неудачи подчининенных - неумения управленца.
"Нарисуйте слона" =)) Мне понравилось=) Визуализация вообще полезная штука, особенно, когда задач на повестке много, и для каждой десяток решений.
Чистая область - это полный дзен! К этому надо придти и приучить своих сотрудников. Это определенная культура как общего управления, так и личной эффективности.