Продажа бизнеса: козни покупателей
фото nash-dom.kz
В компаниях-покупателях члены команды, отвечающей за поглощения, отнюдь не глупы и хорошо знают, как вымотать самых опытных предпринимателей, загнать их в угол, где им придется пойти на значительные уступки. В данной колонке я расскажу о некоторых грязных приемах из их арсенала.
Первый шаг настолько неожиданный, что становится очень эффективным. Покупатель предлагает предпринимателю невероятно высокую цену за компанию и говорит, что сделку можно заключить за несколько недель. Предложение – всегда выраженное в сумме, кратной EBITDA, чтобы сделать предпринимателя крайне чувствительным к издержкам, – будет на 50-200% больше той цены, которую даже владелец бизнеса считает справедливой. Кажется, это будет сделка века! Зачем покупатель делает это? Чтобы предприниматель потерял бдительность. Ничто не налаживает временные отношения быстрее, чем предложение хорошей цены за компанию. Я говорю «временные», поскольку после закрытия сделки предпринимателю уже не найдется места в этих отношениях.
После этого шага предприниматели и их супруги начинают мечтать о жизни, которую они будут вести после продажи – дома, яхты, путешествия, – и планировать, что они сделают, получив огромное состояние. Что еще более важно, покупатели делают это, чтобы склонить продавцов к подписанию соглашения об эксклюзивности, которое не позволит им вести переговоры с другими потенциальными покупателями в течение шести месяцев, отведенных для формальных процедур анализа продаваемых активов (due diligence), – по заверениям покупателя, они будут быстрыми. Предприниматели обычно подписывают такой документ с облегчением – ведь они продают бизнес по отличной цене. Даже если конечная цена окажется вдвое меньше той, что им предлагают сейчас, не придется вести переговоры с другими покупателями, что занимает очень много времени.
На самом деле это начало краха. После того как документ подписан, покупатели будут затягивать due diligence на многие месяцы, обещая, что скоро все закончат. Если бы мне платили по пять центов каждый раз, когда предприниматель слышит «потерпите еще пару недель», мы все могли бы уйти на пенсию.
Поскольку покупатель увязал цену с EBIDTA, владелец бизнеса на время due diligence начинает откладывать ключевые расходы, на которые он в ином случае пошел бы ради развития бизнеса: наем важного сотрудника, рекламная кампания, обучение сотрудников. Чтобы усугубить ситуацию, покупатель начинает разрушать привычный ритм жизни предпринимателя с помощью печально известных «срочных совещаний». Вечером накануне отъезда предпринимателя на семейный отдых или отраслевую выставку представители компании-покупателя будут названивать ему, чтобы сказать, что возникла проблема со сделкой, и назначить для ее решения встречу на следующий день. Боясь упустить сделку, предприниматель в последний момент меняет планы. В итоге и семья, и коллеги начинают давить на владельца, торопя его закрыть сделку, и этот прессинг продолжает нарастать. Поскольку предприниматель мысленно уже попрощался с бизнесом и к тому же очень устал из-за пропущенного отдыха и всех проблем с due diligence, а бизнес страдает от отмены критически важных затрат ради улучшения EBITDA, компания начинает переживать трудные времена. Это все часть плана покупателя, который ждет, пока финансовые результаты компании немного ухудшатся, чтобы использовать это как повод для снижения цены. Измученный возней предприниматель неохотно соглашается на все требования, предъявленные в последний момент, в том числе идет на уступки при окончательной оценке бизнеса.
Как избежать этого сценария? Во-первых, найдите хорошего брокера (в сделках слияния-поглощения вы, скорее всего, играете в любительской лиге), который организует для вас аукцион. Не позволяйте единственному потенциальному покупателю заправлять всем. Один мой приятель определил 23 стратегических покупателей, из которых семь начали переговоры о покупке.
Если серьезный претендент хочет заключить эксклюзивное соглашение, ограничьте его тридцатью днями и потребуйте большой залог – например, $250 тыс., на который он потеряет право, если сделка не будет завершена в этот период. И подготовьте все материалы заранее, чтобы вы были полностью неуязвимы во время due diligence.
Наконец, изолируйте себя от сделки, насколько это возможно. Сделайте так, чтобы ваш финансовый директор или другой топ-менеджер, которому вы доверяете, работал с вашим брокером как посредник между вами и покупателем, и не отвлекайтесь от руководства компанией. Отказывайтесь от внезапно назначаемых совещаний. Вы хотите спокойно и ясно мыслить во время переговоров, а не ссориться с родными из-за отмены совместного отдыха.
Оставайтесь в игре и вплоть до того момента, когда вы получите все деньги, продолжайте управлять компанией так, будто сделка не должна была состояться.