Русский бизнес в Польше
В эпоху зарождающихся капиталистических отношений мы возили в Польшу фотоаппараты «Ломо» и рабочий инструмент, а обратно – большие сумки с косметикой, одеждой да модные рюкзаки со вставками фиолетового или салатового цвета. Времена «жатых» курток и безвизовых границ прошли, а взаимный бизнес-интерес остался. Достаточно зайти в любой продуктовый магазин и посмотреть, кто основной производитель замороженных овощей, посетить косметическую лавку и подивиться разнообразию польского парфюмерного импорта, зайти в мебельный, в магазин стройматериалов... Но что можем предложить Польше мы?
Промышленность легкая и нелегкая
Специфический бизнес диаспор, о котором мы рассказывали в обзорах о других странах, для Польши характерен в меньшей степени. Вопервых, потому, что это славянская страна, жизнь в которой не настолько отличается от жизни на родине, чтобы эмигранты из постсоветского пространства были замкнуты в своих сообществах и ощущали сильную потребность в непременно русскоговорящих врачах, нянях и магазинах с пельменями. Вовторых, бизнес диаспоры часто направлен на обслуживание русскоязычных туристов на берегу моря. В отличие от Болгарии или Черногории, в Польше море холодное, Балтийское, а российские туристы – вовсе не подавляющее большинство (очень много австрийцев и немцев, которыми занимаются местные и международные туристические конторы). И третья, самая главная причина: Республика Польша – страна в первую очередь «деловая», а уже во вторую – туристическая. И это понятно. Польша – одно из крупных государств Европы с населением почти в 40 млн человек. При этом страна не наделена какимилибо выдающимися природными богатствами или особенным целебным климатом. Поэтому предприимчивые поляки спешат совершенствовать климат деловой и извлекать выгоду из всего, что есть… А есть – развитое сельское хозяйство, легкая промышленность и работящее население с высоким уровнем образования и стремлением к предпринимательству. И еще, поскольку Польша расположена на пересечении дорог из России в Западную Европу и от Балтики – на юг, к Дунаю и теплым морям, то сама география определила ей быть крупным логистическим центром. Правда, пока развитию перевозок мешают проблемы с дорогами. Но в последние десятилетия узкие и извилистые тракты времен Речи Посполитой активно перестраиваются в современные автобаны. Обилию товаров с польскими надписями в наших магазинах мы обязаны не только активностью польских производителей, но и наших соотечественников, которые много лет ведут дела в Польше и многие из которых уже обзавелись собственными «овощными заводиками». Помимо перевозок, пищевой промышленности и розничной торговли, наши люди заняты в сфере строительства, недвижимости и практически всех видов услуг (от клининга до телекоммуникаций и информационных технологий). При этом власти Польши, как центральные, так и местные, стараются поощрять как предпринимательство, так и популяризацию произведенной в Польше продукции. Например, польский город Познань известен своими торговыми выставками. Строительная, мебельная, текстильная, парфюмерная – здесь демонстрируют все, что только производится в Польше. Поддержка таким мероприятиям оказывается на государственном уровне. Допустим, перед строительной выставкой представительства торговых палат организовывают группы белорусских, украинских и российских бизнесменов, заинтересованных побывать на экспозициях в Познани, оказывают им визовую поддержку, иногда случалось – помогали с транспортом и даже расселением. А сейчас, помимо официальных программ, услуги по организации поездок на выставку стали предоставлять бизнесменам за деньги некоторые белорусские и российские фирмы, которые как раз и опираются на связи с соотечественниками, живущими в Польше. То, что услуга «тур на выставку» востребована и активно предлагается турфирмами, говорит об эффективности польских бизнес-мероприятий. Хотя, конечно, в кризисные времена выставочная жизнь несколько сбавила активность.
Польша – страна очень колоритная, если присмотреться к ее жизни изнутри. Например, в отличие от других жителей Центральной Европы, поляки придают значение внешнему виду и заботятся о том, чтобы в доме «было все красиво». Поэтому именно в Польше возможен такой мелкий бизнес, как конторка по глажению мужских рубашек или лавочка, которая торгует свечами, салфетками, держалками для салфеток, подставками для держалок под салфетки… Какие бы скромные возможности ни были у семьи, на украшения для дома небольшие деньги найдутся. Страсть к эстетству у поляков в крови. Именно поэтому в Польше неплохо устраиваются действительно талантливые ювелиры или мастера прикладных искусств. В Варшаве, Кракове, Познани, Гданьске и других городах есть работа по ремонту и реставрации старых вещей и мебели (любители старины хранят вещи дедов и прадедов, передают шляхецкие сокровища по наследству).
Что касается более приземленного бизнеса, то наши соотечественники часто открывают бизнес в сфере сервиса: от различных компьютерных услуг до проката велосипедов вблизи экологических туристических маршрутов и в курортных местах, например в районе Закопане или Мазурских озер. Но не обязательно для успеха в бизнесе доставать велосипед, достаточно бывает открыть «склеп» (продуктовый магазин – польск.) на бойком месте. Но! Польша – страна небогатая. Эту фразу можно повторять рефреном. Легких денег здесь не бывает – все добывается потом и кровью. И деловая этика тут соответствующая. «Не расслабляться!» – советуют новоприбывшим, поскольку никто не делает скидок на неопытность, незнание ситуации и непунктуальность. Поэтому чем строже новичок будет относиться к себе, тем больше у него шансов на успех. При этом, как и в любой славянской стране, очень важно социализироваться, найти свой круг общения среди местных жителей. Говоря грубо, если приезжий решил завести «склеп» – надо, чтобы местные жители не принимали его за чужака и охотно шли к нему за молоком и сметаной. Сделать это, конечно, проще в крупном городе, чем в маленьком местечке.
Вострите лыжи,настраивайте микрофоны
Туризм в Польше – это горнолыжный центр Закопане, который летом превращается в экологический курорт с пешеходными туристическими маршрутами и велосипедными дорожками. Еще – старые города с многовековой историей, самым раскрученным из которых считается Краков. Еще – Мазурские озера неподалеку от Калининградской области, границ Литвы и Беларуси.
Именно в Закопане и старой столице польских королей Кракове чаще всего инвестируют в недвижимость наши соотечественники. Причем речь идет не только о небольших гостиницах и ресторанах, но и о частных квартирах.
Простой пример: студия в частном доме в самом сердце Кракова. Двухкомнатная квартира, обставленная в духе 30-х годов ХХ века, из окон которой открывается вид на черепичные крыши соседних домов, дымящиеся трубы каминов, на пики костелов, не пустует почти никогда.
Если иметь несколько таких квартир и успешно сдавать их в аренду – жить можно, считает Иван Крушевич, который в свое время приехал в Краков на учебу из Лиды (Беларусь). «Обычная цена аренды – €80–100 в сутки. Поскольку в квартире есть несколько раскладных мест для ночлега, то жилье универсально: его снимают и туристыодиночки, и пары, и компании из 4–5 человек». Иван рассказывает, что в его бизнесе важно иметь налаженный «сбыт» в нескольких источниках: через знакомых в турфирмах, через сайты любителей путешествовать самостоятельно и, конечно, через блоги и различные виртуальные сообщества. Он говорит, что для этого бизнеса очень важно быть «гибким», знать своего клиента и чувствовать, когда надо понизить цену изза сезонного оттока туристов или, наоборот, когда повышать. Например, россиян всегда много приезжает сразу после Нового года или на майские праздники – можно ставить высокую цену. Белорусы, наоборот, прибудут в середине лета – во время длинных выходных по случаю Дня независимости 3 июля или в сентябреоктябре. Конечно, Иван тоже ощутил влияние кризиса. Но катастрофой он для него не стал. «Если бы я владел небольшой гостиницей, мне было бы гораздо сложнее. Оборот там небольшой, а расходов на содержание больше изза штата и налогов», – резюмирует он и считает, что в кризисные времена выгоднее быть квартировладельцем, чем отельером.
Еще одна специфическая ниша, которую занимают наши люди, – это событийный или концертный туризм. Например, традиционно много желающих как из Калининграда, так и из Беларуси посетить представление в годовщину Грюнвальдской битвы. То же касается международных рокфестивалей, которые ежегодно летом проводятся в Польше, и концертов известных групп. Например, сейчас есть предложения для белорусских и российских туристов посетить в Варшаве концерт AC/DC, Элтона Джона или Deep Purple.
– Дело в том, что съездить на концерт в Польше для любителя музыки бывает приятнее, чем посетить концерт в Москве или в Питере. Ехать надо и туда, и туда. Но при этом поездка оказывается приятнее, а сам билет на концерт – дешевле. И это несмотря на необходимость получать шенгенскую визу! – рассказывает Екатерина Дудинская, которая профессионально занимается организацией поездок таких фангрупп. Началось все с того, что белорусский рокфестиваль «Басовище» стал проводиться на польской территории, неподалеку от границы – в лесу возле местечка Гродек. Примерно с 2000–2002 годов в Беларуси возникла мода посещать концерты в соседних странах: Польше (участники культурных мероприятий легче получают визу), Литве, Украине, иногда – в России. Екатерина была из первых, кто стал в частном порядке организовывать группы и арендовать автобусы. Сейчас туры на концерты в Польшу у нее заказывают жители Смоленска, Брянска, а иногда – Москвы. Все чаще люди совмещают поездку на концерт с осмотром достопримечательностей страны.
Как это сделать?
– Бизнесиммиграция в Польшу занимает по времени 3–4 месяца. Я считаю, что это прекрасный вариант для получения временной, а затем и постоянной резиденции в Европе, – говорит консультант по международному праву компании Elma Travel Олег Лемешко. – Одним из преимуществ получения вида на жительство в Польше, которое отличает ее от многих других стран Европы, является отсутствие требования минимального физического присутствия в стране в течение года. Из европейских стран, помимо Польши, не предъявляют условий обязательного проживания только Швейцария, Австрия и Мальта.
Эксперт рассказывает, что обычно открытие фирмы занимает месяц по времени и обходится в €3000, если фирма будет зарегистрирована в Варшаве и несколько дороже – в других городах.
Предприниматели-иностранцы могут организовывать различные виды акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, могут открыть филиал или представительство российской или любой другой иностранной организации. А вот чего не могут: польское законодательство не позволяет оформить иностранцу индивидуальное предпринимательство. Что касается налогов, то они в Польше не высокие и не низкие (по европейским меркам средние), например налог на прибыль составляет 19%.
Анна АНДРУШЕВИЧ