Внезапный надзор
Роспотребнадзор лоббирует поправки в один из законов, ограничивающий административное давление на бизнес. Ведомство требует наделить его правом без предварительного уведомления проводить проверки на предприятиях по производству и реализации пищевых продуктов. За несколько лет из под действия либерального закона выведены уже около 25 видов контрольно-надзорной деятельности из 70.
Ведомство продвигает через правительство принятие поправок в закон о контрольно-надзорной деятельности, чтобы получить право без предварительного уведомления проводить проверки производителей и продавцов пищевой продукции. Речь идет о поправках в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (294-ФЗ).
Пищевики попали «под раздачу»
Как заявила ИТАР-ТАСС сама глава Роспотребнадзора Анна Попова, часть бизнеса противится принятию этого законопроекта, но проблема в том, что «недобросовестные предприниматели до сих пор остались».
«Внеплановая проверка проводится по обращению, жалобе, когда произошло что-то, угрожающее жизни и здоровью. По действующим правилам, она может проводиться, только если надзорный орган за сутки предупредил тех, кого будет проверять. Совершенно понятно, что если это касается общепита или торговой точки, ждать сутки - это дать возможность замести следы», - считает Анна Попова.
По ее словам, инспектора в случае направления предупреждения «упускают время и ничего не находят». «А каждое надзорное мероприятие - это деньги государства, выделенные на работу специалистов и лабораторные исследования. Нельзя тратить их впустую», - подчеркнула она.
Она выразила надежду, что законопроект будет принят в кратчайшие сроки. Сейчас он проходит экспертизу в Минюсте, после чего попадет на рассмотрение кабинета министров Дмитрия Медведева, который был одним из инициаторов нового закона 294ФЗ. В 2010 году он внес ряд инициатив, направленных на снижение давления на предпринимателей под общим девизом «не надо кашмарить бизнес». Среди прочих – запрет на внеплановые проверки без предупреждения руководства подконтрольного объекта за сутки или санкции прокурора. Также закон предполагает проведение плановых проверок не чаще раз в три года и то с предварительным опубликованием списков подконтрольных объектов.
«Непонятно, для чего сейчас Роспотребнадзор хочет отыграть все назад и именно в отношении пищевиков, а не допустим, финансистов. Из 49 тысяч жалоб потребителей, поступивших в Роспотребнадзор в 2013 году, только 1,6% касались общепита, - говорит Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России. – И в основном это жалобы не на качество обслуживания и тем более еды, а сигналы от соседей на шум и запах. Сейчас подавляющее большинство рестораторов и даже владельцы небольших киосков фастфудов стараются исполнять закон».
Попова в свою очередь отмечает, что российский общепит сейчас испытывает острый недостаток в квалифицированных кадрах.
«В советские времена, для того чтобы прийти работать продавцом или в общепит, нужно было иметь определенный уровень образования. Людей специально учили, как соблюдать правила техники безопасности и гигиены. Учили разделять сырое и готовое, что одним ножом нельзя резать сырое мясо и сыр, что яйцо обрабатывается специальным порядком и так далее, - говорит Попова. - Сегодня, к сожалению, у нас нет требований к кадрам в общепите. Зачастую персонал на кухне не только этих правил не читал, он их и прочесть не может, потому что не знает языка, на котором они написаны. И в этом я вижу одну из составляющих проблемы».
По мнению генерального директора группы компаний «Свои в городе» Леонида Гарбара (президент Федерации рестораторов и отельеров по Северо-Западу), в общепите действительно много проблем с кадрами. Но они связаны с большими издержками самих рестораторов, которые не всегда могут удовлетворить материальные запросы коренных жителей крупных городов.
«Да, особенно в фастфуде немало работает наших бывших соотечественников из стран СНГ, - но всем им Роспотребнадзор и выдавал медицинские книжки, а владельцы общепита их обучали, так что они знают обо всем не хуже других, - говорит Леонид Грабар. – Кроме того, какие следы интересно могут замести владельцы кафе или пищевых цехов? Явные санитарные нарушения и за три дня сложно устранить, не то что за день. И подавляющее большинство участников рынка их соблюдают – кто боясь больших штрафов, кто из соображений сохранности бизнеса и репутации».
По действующему законодательству ни что не мешает как инспектору Роспотребнадзора, так и рядовому потребителю прийти и посмотреть в кафе или ресторане на линии раздачи, кто за ней работает и в каких условиях (в магазине –упаковки). В случае сомнения всегда можно запросить санитарную и трудовую книжку.
«Мы с вами видим, что клинингом занимаются везде мигранты. Я восхищаюсь умением тех людей, которые знают, как научить их правильно применять дезрастворы и инвентарь», - заключила глава Роспотребнадзора.
Среди предпринимателей бытует мнение, что поправки в закон нужны Роспотребнадзору в том числе для увеличения собираемости штрафов. Сейчас только половина из проводимых проверок приводит к административному или уголовному наказанию.
Насущный хлеб инспекторов
«Мы активно общаемся на эту тему с Роспотребнадзором и пытаемся доказать, что у ведомства и без того достаточно рычагов для устранения явных нарушений, - говорит Иван Ефременков, руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРы России. – Например, в случае отравления или сигнала об опасном продукте можно прийти с проверкой без уведомления за сутки, но с разрешения прокурора. Мы не против, например, частый проверок в школьных столовых или больницах, но против давления на весь бизнес».
По словам Ефременкова, прокуратура часто отказывает Роспотребнадзору в проведении внеплановых проверок ввиду отсутствия достаточных оснований.
Ранее бизнес-омбудсмен Борис Титов в своем ежегодном докладе президенту указал, что в 2013 году зафиксировано 2,7 млн проверок предпринимателей. При этом внеплановых - 48%, а 52% - плановые. «То есть внеплановые проверки догоняют количество плановых», - сожалеет Титов.
В этой связи он предложил «ограничить количество плановых проверок у одной организации до какой-то цифры в год, потому что на сегодня в некоторых компаниях бывает и больше 100 проверочных дней в году».
Запрет на проверки без предупреждения или без получения санкции суда и прокуратуры изначально распространялся почти на все контролирующие органы (не касался он, например, налоговой инспекции и медицинского контроля). Между тем запреты давления на бизнес периодически пытаются обойти разные органы власти или вывести себя из под действия 294-го закона.
Например, Федеральная антимонопольная служба издала методические рекомендации, позволяющие проводить так называемые рейды на рассвете. Как не раз заявляли в ФАС, «рейд на рассвете» не является по сути проверкой, поскольку в ходе внезапного появления инспекторов на предприятии выемка документов не производится, а только их копирование.
«В ходе такого рейда у нас скопировали не только бумажные документы, но и все электронные, включая секретные материалы, личные фотографии, даже реквизиты кредитных карт и прочее, - говорит Михаил Левчук, заместитель генерального директора ЗАО «Аргус-Спектр». – Мы обжаловали в нескольких инстанциях саму законность таких рейдов, в итоге Верховный суд, а потом и нижестоящие инстанции признали незаконными методические рекомендации ФАС о проведении таких рейдов».
Теперь компания, против которой до сих пор не прекращено дело со стороны ФАС, оспаривает не только незаконность методической рекомендации ФАС, но и действия службы на основе нее, то есть законность самого дела (компанию подозревают в организации неправомерных соглашений с дистрибьютерами).
Инициатива Роспотребнадзора более открытая, поскольку ведомство напрямую пытается вывести себя из под действия 294 ФЗ. Но законопроект в ходе общественного обсуждения уже получил отрицательное заключение от ОПОРы России, ТПП и профильных общественных объединений. Министерство экономического развития выдало на законопроект отрицательное заключение оценки регулирующего воздействия.
«Полагаю, что шансы пройти через правительство и Госдуму у законопроекта минимальны при таком фоне», - считает Иван Ефременков.
Но, по его же словам, за несколько лет из почти 70 видов надзорно-контрольной деятельности, примерно 25 уже выпали из под действия 294 ФЗ. В основном это технические виды надзора – строительный, промышленный, технический и прочие, которые сильнее всего бьют как по малому, так по среднему и крупному бизнесу и считаются одними из коррупциогенных. Эти инициативы тоже получали в свое время резко отрицательные заключения делового сообщества и некоторых органов власти. Но все таки почему-то прошли и через правительство, и через Госдуму.