ТСЖ. В чьих интересах оно создается?
Всех дольщиков сегодня объединяет обязательное создание ТСЖ (товарищества собственников жилья) перед сдачей дома. То есть дольщики - без пяти минут владельцы своих приобретенных квартир - считаются (фактически в принудительной форме) членами товарищества и обязаны следовать правилам, закрепленным в его уставе.
В большинстве случаев для новоявленных владельцев и жильцов - это условие является кабальным, болезненным и финансово крайне невыгодным.
Заботы членов ТСЖ могут разрастаться как снежный ком
Потенциального покупателя, прежде всего, волнует приобретение жилья. Многие ради этого пользуются кредитами, залезают в долги. Обязательное создание ТСЖ воспринимается как дополнительная нагрузка, с которой разбираются позже… Кроме того, многие покупатели связывают ТСЖ с высококачественным обслуживанием дома коммунальными службами, с организованной работой лиц, уполномоченных отстаивать интересы собственников и пр.
В действительности все выглядит несколько иначе. Создав ТСЖ (юридическое лицо), его члены самостоятельно обязаны следить за состоянием дома и придомовой территории, а также коммунальным обслуживанием, и, кроме того, своевременно вести и сдавать в налоговый и другие органы финансовую и бухгалтерскую отчетность. И это только начало. На самом деле заботы членов ТСЖ могут разрастаться как снежный ком. Чего только стоит заключить договора на обслуживание дома, обеспечение его водой, электричеством, газом! А как порой непросто подготовить здание к отопительному сезону! При этом, надо сказать, что проблем в новом доме, может быть не меньше, чем в старом. К сожалению, разумеется. Известны частые случаи скрытых строительных недоделок, качество используемых материалов также порой оставляет желать лучшего. В результате, могут преждевременно выйти из строя кровля, потечь батареи (трубы), обнаружиться щели в окнах и пр. Но самое обидное, что владельцы квартир в этой ситуации практически ничего не могут изменить. Даже жаловаться куда-либо - весьма проблематичная мера. И все по весьма прозаической причине - создавали ТСЖ не сами жильцы, а застройщик! Но жильцы согласились на это! Следовательно, им теперь самим приходится "разруливать" свои проблемы! В редких случаях ТСЖ, созданное застройщиком функционирует в интересах собственников, как правило, они носят формальный характер, а чаще являются нечистоплотным каналом дополнительного заработка.
Вот простой пример. В конце ноября 2005 года был сдан без финишной отделки (каменная коробка, стеклопакеты, батареи и все!) 16-и этажный многоквартирный (рассчитан на 128 квартир) жилой дом. Довольно крупная компания-застройщик, ведущая свою деятельность еще с советских времен, внушала доверие (на фоне многих других компаний-перекупщиков). И в связи с этим у большинства дольщиков обязательное создание ТСЖ вызывало только одобрение. Радовало и то, что сдача дома госкомиссии, согласно требованию закона, предусматривала обязательную подпись председателя ТСЖ. Думалось, свой человек - председатель - внимательно отнесется к качеству сдаваемого жилья. Однако, после официальной сдачи дома, спустя 2-3 месяца, стало обнаруживаться (да и до сих пор обнаруживается) столько "сюрпризов", сколько не в каждом ветхом доме найдешь. Это уже не говоря о совершенно дикой бухгалтерско-хозяйственной отчетности, из которой вообще неясно, кто реально обслуживает дом (кому предъявлять претензии?), но из которой, зато (!) вытекали фантастического размаха задолженности! Конечно, существует понятие гарантийного ремонта и обслуживания, существует суд, существует, в конце концов, реальный ответчик в лице застройщика, у которого должны иметься договора с исполнителями - подрядчиками и субподрядчиками. Но, люди, въезжающие в голые квартиры, прежде всего, заняты ремонтом и обустройством. В первый год после получения квартиры организовать инициативную группу, которая будет заниматься правовыми вопросами - не реально. Люди еще практически не знакомы друг с другом…
Ситуация критическая. И только благодаря тому, что в доме было некоторое количество социальных квартир, предоставляемых очередникам с отделкой (то есть, часть людей уже могла задумываться о коммунальном обслуживании в силу того, что без электричества и воды они жить просто не могли), несколько человек начали что-то выяснять…
Со временем жильцы смогли получить помощь юриста и бухгалтера (опять же из числа своих жильцов), стали добиваться справедливости. В итоге жильцами на общем собрании было принято решение прекратить действие имевшегося ТСЖ и создать новое путем голосования, на котором должно присутствовать не менее 51% собственников. Новое правление начало вести отчетность с момента официального вселения жителей на основе реально израсходованных ресурсов. Одновременно были выставлены объективные претензии по поводу некачественного исполнения своих обязательств застройщиком, а также нарушениях финансового плана при функционировании изначально созданного ТСЖ. Однако люди заплатили за это высокую цену: часто оставались зимой без отопления, горячей воды с периодическим отключением электричества. Пусть это лишь частный случай, однако по неофициальной статистике данная ситуация повторяется довольно часто и в настоящее время.
Как же противостоять подобной картине нынешним дольщикам? Именно дольщикам! Поскольку заботиться о своем коммунальном благополучии следует заблаговременно. Дольщики уже могут создать свое объединение, в сущности, прототип ТСЖ. В этом случае проблемы по недоделкам будут сведены к минимуму, поскольку член кондоминиума (для простоты: жилого дома), являющийся жильцом, некачественную работу принимать откажется (конечно, если это неподкупный человек, дорожащий доверием, оказанным ему будущими соседями). Кроме того, на основе своего объединения может быть организована ревизионная группа (для сверки финансовой отчетности), а также независимая группа экспертов-строителей, хорошо разбирающаяся во всех строительных нюансах. Разумеется, это идеальный вариант.
К сожалению, рассчитывать на подобное особо не приходится. В душах потенциальных собственников призывы о заблаговременном объединении, отклика как, правило, не находят! Никому не хочется тратить свое время и силы! Возможно, в будущем, когда возмущение жильцов по поводу недобросовестной деятельности навязанного ТСЖ переполнит чашу терпения, ситуация и изменится. Но пока, следует хотя бы кому-то "проникнуть в ТСЖ застройщика", чтобы иметь возможность хоть как-то повлиять в случае создания неблагоприятной ситуации. Известен случай, когда председателем ТСЖ, организованного застройщиком, стала дольщица, имеющая опыт работы в строительных компаниях и разбирающаяся в бухгалтерском деле. Благодаря ее стараниям, созданное изначально ТСЖ, функционирует и поныне.
Не стоит забывать, что застройщик, создающий ТСЖ, помимо всего прочего, не стремиться заключить максимально выгодные договора по коммунальному обслуживанию дома. Его задача: во-первых, спихнуть с себя лишний груз, а во-вторых, неофициально получить с этого неплохую выгоду. А как будет дом обслуживаться в дальнейшем, его не касается. В случае заботы о доме его жильцами подобное практически исключается, так как жильцы, понятное дело, тут же начнут предъявлять претензии к некачественному обслуживанию и искать новую обслуживающую организацию, а в условиях конкуренции это не так уж сложно.
И опять же здесь выходит наружу изначально необходимое условие создания ТСЖ или же объединения дольщиков - действительная заинтересованность его членов, и постоянная забота каждого из них о своем общем доме. В противном случае всякое ТСЖ теряет смысл, его деятельность сводится на нет, а к управлению приходит иная компания, навязывающая свое качество, свои цены и свои сроки исполнения работ, что в большинстве случаев абсолютно невыгодно жильцам кондоминиума. Потому что, как известно, насильно мил не будешь.
Другие материалы по теме: