Долгополов Михаил, владелец ресторана и кафе, скульптор
В родном Петербурге Михаила Долгополова представляют в прессе и на тусовках как ресторатора. В Москве Михаил более известен как скульптор - реалист. Скульптура - главное дело жизни владельца модного кафе Che и изящного ресторана Sculptors.
В искусство пятнадцатилетний Миша Долгополов решил податься не сразу. Творить начал от безысходности, когда стало понятно, что карьеры великого дзюдоиста ему не сделать из-за проблем со здоровьем. Из всех направлений искусства сын художника Игоря Долгополова выбрал самое, по его мнению, простое - скульптуру. А когда попробовал лепить, понял, что больше ничем в жизни заниматься не хочет.
Потом было обучение в Московской Академии живописи, ваяния и зодчества, ректором которой в то время был Илья Глазунов. Москва научила Михаила по-особому относиться к деньгам и их зарабатыванию: <Когда ты учишься, то должен учиться, во время учебы я не работал, - вспоминает Михаил, - но потом решил, что выражение про голодного художника - явная несправедливость, и стал зарабатывать деньги, благо к тому времени я уже достаточно владел ремеслом>.
Коммерческая жилка
Первые деньги будущий бизнесмен заработал на паях с приятелем: на большой московский городской праздник взялись изготовить маски. Когда заказчики увидели нечто авангардное, вырезанное и склеенное из серебряного картона, то отказались продавать такую продукцию. Пришлось юным бизнесменам нанимать трех девушек и самостоятельно распространять маски. <Именно с этого момента произошел своеобразный перелом в моем сознании, - вспоминает Долгополов. - Я вырос в семье, где не принято было говорить о деньгах, но к моменту окончания университета золотые времена для художников прошли. Когда я стал предлагать скульптуры, мне заявляли: <Куда мы ее поставим? Не на кладбище же!>.
Михаил сменил несколько бизнес-проектов, так или иначе связанных с ваянием, пока в Москве не стала востребованной скульптура как предмет искусства. Сейчас Долгополов не жалуется на отсутствие клиентов: его работы украшают холлы не одного дома на Рублевке, интересуются скульптурами и музеи. Творит Михаил в собственной двухсотметровой мастерской на Кузнечном мосту. Там у него стоит станок, там скульп-тор делает эскизы, готовит форму для отлива будущих произведений, производит авторскую доводку скульптур.
Крупные формы
Наверняка многие партнеры Михаила по бизнесу удивились бы, если бы увидели его с руками по локоть в глине, когда он готовит формы для будущих произведений. Долгополов работает практически со всеми материалами - серебром, бронзой, мрамором. Мельчить не любит - делает вещи <больше натуры> на мифологические и религиозные сюжеты. Среди его скульптур - <Мальчик с луком> и <Святой Себастьян>. Кроме того, частенько своим героям скульптор придает черты клиентов, их заказавших (это его фирменная фишка).
Помощникам Михаил не доверяет, старается, как можно больше работы делать сам, только сложные технологические процессы - бронзовое литье, накладка патины - достаются специалистам. Изготовление одной скульптуры может занять до 5-6 месяцев. <Я могу лепить 3 часа без остановки, потом передохнуть, заняться собой, а потом вернуться к работе, - рассказывает Долгополов. - Скульптура - это занятие не для ленивых, это сродни работе у станка. Хочешь, не хочешь, нужно заставлять себя и лепить, хотя настоящая работа начинается только тогда, когда приходит вдохновение>.
Хотя в последнее время вдохновению все чаще приходится ждать на коврике у двери мастерской. С тех пор как в хозяйстве Долгополова появилось кафе Сhe, на скульптуру стало оставаться куда меньше времени. Бренд Che Михаил придумал практически случайно, по заказу друзей, а потом решил сам заняться ресторанным бизнесом. Не так давно он продолжил ресторанную историю, открыв ресторан Sculptors. Изначально ресторан появился, потому что на скульптуру у Долгополова не хватало времени и хотелось совмещать бизнес и искусство. По замыслу в центре зала 2 раза в неделю хозяин ресторана в стеклянном кубе должен был лепить скульптуру - обнаженную модель. В Петербурге реализовать замысел не удалось - получилось только украсить залы ресторана скульптурами владельца.
Идею с сеансами лепки от Долгополова планируется претворить в жизнь в московском Sculptors, который уже готовится к открытию. При этом своей любимой, единственной настоящей профессией ресторатор считает скульптуру: <Мне приятно чувствовать себя преуспевающим бизнесменом, но бизнес не дает удовлетворения, не дает чувства, что день прожит не зря, - сетует Михаил Долгополов, - Бизнес затягивает, но он только имеет вид значимого процесса>. Тем не менее, в прошедшую пятницу скульптора опять пересилил бизнесмен - при ресторане был открыт бар под названием Pudding.
На заметку
- Михаил Долгополов не первый художник, который преуспел в бизнесе.
- Удачливым продавцом антиквариата и агентом по недвижимости был великий художник Рубенс.
- Голландский живописец Питер Каас содержал собственную таверну.
- Из наших современников заметнее всего отличился скульптор Зураб Церетели, который открыл в Москве ресторан «Галерея художника».
- В Петербурге группа художников «Арт втроем» (Сергей Фролов, Галина Филатова и Вадим Исаков, владеют несколькими заведениями, самое известное из которых - клуб-бар «Пурга».)