Сиверцевы Юрий и Светлана, магазин секонд-хэнд
«Владелец магазина секонд-хенд должен иметь хорошую память, крепкие руки и стальные нервы».
http://www.baphumelele.org.za/images/2ndhand.gif"/>Образований у меня много, но то, что я хорошо умею, сейчас не востребовано,- сообщает о себе Юрий Сиверцев, владелец небольшого магазина секонд-хенда неподалеку от станции метро "Нагорная". - Я художник-карикатурист, музыкант. Но этим много не заработаешь.
Перечень заведений, где успел поучиться Юрий Сиверцев, действительно впечатляет: институт управления, джазовая студия при ДК "Москворечье", музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, Библейско-богословский институт им. А. Меня. Перечень мест работ еще длиннее.
- При советской власти вечерами играл в ресторанах, а днем тоже работал. Нашел себе "шарашкину контору" с хорошим начальником (он сейчас живет в Иерусалиме, дай Бог ему здоровья), где мы занимались селекторной и прочей связью. Когда советская власть кончилась, пометался, поменял несколько мест работы, а потом с женой Светланой (она мне всегда помогает) решили делать что-то свое.
Сначала Юрий Сиверцев на пару с армейским другом занялся утеплением окон. Популярные в народе самоклеящиеся пенополиэтиленовые полоски - это, оказывается, его изобретение.
- Этот утеплитель мы делали в арендованном подвале. Наняли людей, даже придумали логотип: усеченную пирамиду и буквы ТДК, что означает "Товары Димы Кондакова"- в честь нашего товарища, который феноменально успешно продавал эти ленты.
Десять лет уже прошло, героя логотипа уже нет в живых, а эта торговая марка и сейчас печатается на многих утеплителях, и когда я вижу ее, то думаю: "О! Этот логотип я придумал и нарисовал".
Утеплителем Юрий и Светлана Сиверцевы занимались лет пять, а потом вокруг расплодилось столько конкурентов, что супруги решили переключиться на доставку обедов в офис. Юрий создал интернет-магазин, через который искал клиентов, и вместе с компаньонами арендовал бывшую столовую фабрики "Красный Богатырь". Дела шли очень успешно, пока город не забрал территорию фабрики под свои нужды. Компаньоны занялись другим бизнесом, а Юрий и Светлана тоже решили сменить род деятельности.
- Мы сидели, думали, взяли газету бесплатных объявлений, посмотрели, кто что делает, и решили заняться секонд-хендом. Почему? Сам не знаю. Просто стало интересно. Притом что раньше я себе ничего в секонд-хендах не покупал. А жена, даже если что-то покупала себе или детям, мне не говорила, наверное, думала, что мне это не понравится.
О том, как это - держать свой собственный секонд-хенд, Сиверцевы абсолютно не представляли. Поэтому им пришлось действовать шпионскими методами: Светлана отправилась наниматься продавщицей в один из секонд-хендов.
- На работу Светлану не взяли, но она приехала заранее и долго общалась с продавцом, смотрела, как идет народ, а после посещения сказала: "Нормально, можно попробовать".
Было это полтора года назад. После этого Сиверцевы зарегистрировали свою фирму, выбрав в качестве формы собственности ИП - как самую доступную и с упрощенным налогообложением.
- Какой стартовый капитал вам потребовался? - Мы вложили $5 тыс., но сейчас я уже вижу, что этого мало. Чтобы нормально развиваться, чувствовать себя свободней по аренде, брать сразу больше товара, нужно $40-50 тыс. Тогда можно открывать сразу несколько точек и получать, соответственно, больше прибыли. Но это, когда знаешь, откуда у этого бизнеса "ноги растут".
Стартовый капитал Сиверцевы потратили на регистрацию фирмы, покупку оборудования: кассовых аппаратов, вешал (штанги на подставках, на которые вешаются плечики с одеждой), весов, зеркал, маркировочных пистолетов, на аренду торгового помещения, рекламу и, собственно, на сам товар.
Подходящее помещение нашли не сразу. То, что арендовали первым, оказалось слишком тесным, и от него Сиверцевы через три месяца отказались. Потом взяли подвал на Нагорной.
В арендованном подвале Сиверцевы занимают 70 кв. м, за которые платят 38 тыс. руб. в месяц. Ремонт в подвале сделали самый простой: секонд-хенд не бутик в Третьяковском проезде, эксклюзивного дизайна не требует.
- Есть магазины гораздо хуже, чем у нас.
Заходишь, а там стоят корыта, и в них все копаются, а у нас вешала, манекены, примерочные, зеркала.
- Сложно было привлечь покупателей? - Очень. У нас же не первая линия, мы расположены во дворе. Но то, что здесь спальный район, хорошо.
- Наверное, чем беднее район, тем больше покупателей в местных секонд-хендах? - Нет, это общее заблуждение. На самом деле маргинальные слои населения в секонд-хенды не ходят. Они едут на вьетнамский рынок и покупают три майки на 100 руб. или донашивают приобретенное при генсеке Брежневе. А к нам покупатели пошли сразу, но брали очень плохо и мало.
Это было, как у Гоголя: "пришли, понюхали и ушли". Приходили, знакомились, ничего не брали. Мы тоже стали знакомиться с людьми. Привлекали покупателей, давая рекламу, создали интернет-магазин, регулярную рассылку новостей о скидках и завозах для постоянных покупателей, расклеивали информационные листовки в районе.
Постепенно люди потянулись.
- А что у вас за контингент покупателей? - Контингент специфический. Работать в секонд-хенде интересно, приятно для души, но при этом надо иметь стальные нервы. Владелец магазина секонд-хенда должен иметь хорошую память, крепкие руки и стальные нервы. Это же как клуб по интересам. И покупатели нам все про себя рассказывают - я знаю, как зовут всех их детей, внуков и домашних животных.
- А если просто сказать: "Купил вещь и иди"? - Что вы,- возмущается Юрий,- здесь так нельзя. Например, ходит к нам женщина - очень интересная, работает в театре костюмером, она может провести у нас шесть часов.
- Вам плохо не становится? - Становится. Мы как-то взяли продавщицу, и в первый день работы в четыре часа дня она позвонила: "Смените меня, я больше не могу". Это потому, что люди грузят общением.
Работая в секонд-хенде, Юрий Сиверцев сделал потрясающее для себя открытие: оказывается 70% его покупателей - это зависимые люди. Понизив голос, Юрий рассказал мне, что зависимость от секонд-хенда сродни зависимости от наркотиков, алкоголя или азартных игр. Что многие покупатели проводят в секонд-хенде по три-четыре часа - и так три раза в неделю. Для них это своеобразная релаксация - ходить, перебирать, примерять.
- Знаете, как солдаты отмечают, сколько до дембеля осталось? Так и у них, мне кажется, есть специальный день в календаре для визитов в магазин. Наверняка покупательницы думают: "На этой неделе я еще не была, значит, пойду". У нас есть одна семья, они раз в неделю покупают примерно на $100.
- Когда же все это носить? - Я задумывался. Есть женщина, которая приходила каждый день. Сейчас реже, наверное, ей уже класть некуда. Я подсчитывал, что если брать по полкило или даже по 300 г и умножить это на 365 - получается бешеное количество. Ходит к нам стилист-парикмахер, она вызвала мастеров, ей дома сделали шкафы купе, куда она вещи кладет, и поставили много-много манекенов, она их переодевает, играет так. А вчера я застал в магазине такую сцену: стоит мужчина, в руках у него биометрические рамки, он повесил перед собой брюки и с ними разговаривает. Я точно не разобрал, что они ему отвечали, но что он спрашивал у брюк, я слышал отчетливо. Поговорив с брюками, он начал разговаривать с майкой.
- Тут Юрий Сиверцев, чтобы не быть голословным, вышел в зал и принес мне ту самую синюю майку с изображением двух оскаленных обезьяньих морд.
- Этот кудесник встал напротив майки,- продолжает Юрий,- и говорит: "Так, цвет синий, цена 45 руб. Приматы, пойдете ко мне? Нет, не пойдете". И повесил майку назад.
В общем, работать здесь интересно.
Добавить к этому нечего. Я догадываюсь, что в арсенале Юрия есть еще немало подобных рассказов, но, посмеявшись, все же перевожу разговор с лирики на физику. Начинаю расспрашивать о бизнесе.
- Где вы покупаете вещи, которыми торгуете? – В Москве есть около 20 компаний, занимающихся оптовой торговлей одежды секонд-хенда. Они осуществляют завоз ношеной или уцененной (стоковой) одежды, а также белья, занавесок и прочих предметов домашнего обихода. Весь товар поступает в подобные компании в мешках по 30-120 кг - это так называемый оригинал.
Что в этом мешке, никому не известно. Оригинал можно открыть, а там - пальто миссис Хадсон и парковая лавочка. Лавочку еще можно на даче пристроить, а для пальто найти применение уже тяжело. Есть другая категория товара - так называемая переборка, то есть это вещи, уже перебранные на оптовых фирмах. Там есть целый штат, который перебирает оригинал и делает из него определенные позиции: детская, женская одежда и т. д. Переборка стоит в шестьдесят раз дороже оригинала в зависимости от типа товара, но зато я вижу, что беру. Одно время мы пробовали уйти от оригинала, но отказались из-за дороговизны. В итоге методом проб и ошибок нашли фирму, которая привозит приличный оригинал - в основном из Ирландии - и уже год с ней работаем. Называть ее не буду, вдруг люди прочитают, поедут туда, а потом мне товара не хватит.
- Разве такое может быть? - Конечно. Допустим, приезжают к нам люди по рекламе, а во дворе найти нас тяжело. И покупатели бродят, ищут - а от нас выходит женщина, и они ее спрашивают: "Где здесь секонд-хенд". А она отвечает, что не знает, потому что думает, что те купят майку, которую она для себя присмотрела.
Раз в неделю Юрий Сиверцев садится на свой джип и едет к оптовикам за товаром.
Берет сразу 200-300 кг оригинала, грузчики на складе загружают его в джип в виде мешков по 30 кг. Потом привозит оригинал к себе на Нагорную, и там уже семья Сиверцевых, включая жену Светлану и дочку Катерину, начинает разбирать товар.
- Как правило, в мешке оригинала из Ирландии 70% женской одежды, 15% - детской и 15% - мужской, иногда попадаются занавески, постельное белье, игрушки, даже часы-трусы всякие. А вообще Ирландия нам нравится: одежда красивая, стильная, много детской и новой, а детская всегда хорошо продается.
- Одежда поступает чистая? - Конечно, она еще до России проходит обработку или специальным газом, или горячим паром - без этого ее в страну не пустят. Так что все эти вещи чистые, но мятые.
Вначале мы их гладили. Катя, бедная девочка, по ночам этим занималась. Потом от глажки отказались: на цену это никак не влияет, а хорошая вещь - она всегда хорошая, даже если мятая.
Из привезенного оригинала около 40 кг, по словам Юрия, можно выкинуть не глядя.
На это Сиверцевы закладываются сразу. Остальные вещи снабжаются ценниками и вешаются в маленький (самый дорогой) зал.
Оценкой товара занимаются Светлана и Катя. Например, новую английскую кожаную куртку они могут оценить в 2,5 тыс. руб., футболку - в 100 руб. В маленьком зале вещи висят до тех пор, пока не приедет новый товар. Тогда нераспроданное из маленького зала уценивается и перевешивается в большой зал. Таких уценок может быть несколько: сначала на 30%, потом на 50%. Я сама оказалась в магазине во время такой 30процентной распродажи и купила себе футболку с длинными рукавами от Marks & Spencer за "бешеные деньги" - 91 руб. Иногда в магазине бывают акции "все по 20".
Происходящее тогда Юрий Сиверцев описывает емким выражением "цирк с конями". А никому не нужные остатки взрослой одежды перебираются, из них выбирается хлопок и продается по 15-20 руб. за 1 кг автосервисам - как ветошь.
Нераспроданные детские вещи отдаются в детский приют.
- К нам приезжают из Московской патриархии и забирают вещи для приюта. Но вы не думайте, мы туда рванье не отдаем - это все хорошие вещи. А прошлой зимой, когда в самые сильные холода по городу ездили автобусы, подбирающие бомжей, я связался с этой службой и регулярно отдавал им теплую одежду.
- Можно в цифрах выразить рентабельность этого бизнеса? - Сделать это сложно, потому что, например, взял я вещи, скажем, по 100 руб. за 1 кг, 12% сразу выбросил, остальное поставил по 480 руб. за 1 кг. Около 30% продам по этой цене, потом начну уценять - сначала до 350 руб. за 1 кг, потом до 180 руб. Большого дохода нет, но нам все это нравится, нам комфортно: аренду мы платим, квартиру, дачу, родителей содержим, но при этом не шикуем. На Канарах не отдыхаем. Чтобы там отдыхать, одного магазина мало, нужно пять-шесть.
Пока что Сиверцевы работают только своей семьей. Продавцов нанимать не решаются.
- С продавцами тяжело - это проблема всех секонд-хендов, где воруют и продавцы, и покупатели. Такое количество вещей запомнить невозможно. Мы сами ловили очень много - и дочка, и жена.
И вот что интересно: видишь, что товар пропадает, а та, кого подозреваешь, никогда не сворует. Сворует кто-нибудь приличный с виду - в очках и шляпке.
Однажды дочка поймала за руку такую покупательницу. Больше она к нам не ходит, стыдится.
- Защититься от воровства никак не получается? - В том-то и дело, что товар копеечный, клипсы с чипами стоят дороже, чем эти вещи. Мы собираемся открыть другой магазин, нанять туда продавцов и для этого вводить другую отчетность. Собираемся сделать так, чтобы у каждого товара был свой артикул и в компьютере, и на ценнике. При покупке продавец будет ставить соответствующую отметку в компьютере. Но этот способ хорош только для продавцов, против покупателей он действовать не будет, они просто ценники отрывают, перевешивают с дешевых вещей, потом мы их находим под ковриками в примерочной.
Несмотря на специфический контингент покупателей и специфическое отношение этого контингента к частной собственности, Сиверцевым работать очень нравится.
- Нас все знают, мы всех знаем. Покупатели и гостинцы приносят, и в театр приглашают. У нас тут как клуб.
Пока что у Сиверцевых есть только один секонд-хенд на Нагорной, при котором работает онлайн-магазин. Фактически это витрина, для которой фотографируются лучшие вещи из завоза, покупатель может их забронировать, но за вещью ему все равно придется приехать в магазин: службы доставки пока нет. Впрочем, она уже есть в планах Юрия Сиверцева, равно как и открытие еще одного магазина. А там до собственной сети секонд-хендов недалеко.
- Мы к этому стремимся.