Бизнес-план 6.8. Важнейшие принципы экономического управления
Для нормальной работы в условиях рынка любому коммерческому предприятию надо придерживаться, как минимум, трех принципов:
- Финансовой устойчивости, означающей способность в любой момент времени производить необходимые платежи
- Прибыльности, то есть получать положительную разность между доходами и расходами
- Экономичности – достигать цели бизнеса при оптимальном уровне затрат
Без соблюдения этих трёх условий предприятие, даже при успешной маркетинговой деятельности, не может успешно конкурировать и ставит под сомнение уже своё ближайшее будущее. Еще поэтому без знания экономических основ ведения бизнеса шансы начинающего предпринимателя состояться в этой роли невысоки.
Управляя своим бизнесом, даже будучи компетентным в своей профессиональной сфере, не избежать и таких четырех экономических вопросов:
- Вопрос первый – о планировании. Как правильно спланировать работу своего предприятия? Планировать – это отвечать на три вопроса: Что из себя представляет Ваш бизнес сегодня? Каким Вы хотите видеть его завтра? Что и в какой последовательности нужно сделать для того, чтобы из сегодняшнего состояния перейти к состоянию завтрашнему? Ответы не могут быть уклончивыми. Их нельзя свести к общим рассуждениям, поскольку речь идет о конкретных и жизненно важных моментах – ценах, количестве клиентов, численности и составе персонала, выручке и расходах, разовых затратах на создание так называемых материальных и нематериальных активов Вашей фирмы. Кто предвидит, тот планирует успех. Кто этого избегает, тот планирует неудачу.
- Вопрос второй – об организации. Как вдохнуть жизнь в только что составленный план, распределив поручения по его выполнению между отдельными сотрудниками? Иными словами, как сделать, чтобы каждый из Ваших помощников (и в первую очередь Вы сами) отчетливо представлял, что и как он должен делать сегодня и завтра. Причем нужно учитывать способности и умения конкретного человека, а главное, работать на тот конечный результат, который шагом раньше Вы поставили в графу «план». Речь о закреплении за каждым сотрудником его полномочий. По сути надо составить и довести до сведения каждогоработника его должностную инструкцию, дополнив графу плана «Что и когда сделать» графой «Ответственный за выполнение».
- Вопрос третий – о мотивации. Командовать, даже весьма умело, для эффективного управления мало. Нужно еще осознанное и мотивированное желание того, кем управляют, делать порученное ему дело так, как того требуют интересы бизнеса. То есть нужна заинтересованность в результатах труда. Если же связать это со вторым и первым вопросами, то нужно говорить не только о размере зарплаты (хотя и о ней тоже). Каждый сотрудник должен четко знать, что именно его ждёт за выполнение (или невыполнение) закрепленных за ним должностных обязанностей – премирование (депремирование), участие в дополнительно заработанной прибыли, бонус за новый заказ, санкции за брак в работе, повышение (понижение) по службе. На первый взгляд, применительно к малому бизнесу это кажется преувеличением. Но только на первый взгляд. Ведь наказание невиновных и награждение непричастных – метод не для Вас.
- Вопрос четвертый – о контроле. Планировать без сравнения полученного фактического результата работы с планом – почти то же самое, что мчаться по ночной извилистой дороге с выключенными фарами. Три задачи контроля – измерить, сравнить и понять. Говоря проще, предстоит дополнить таблицу планового бюджета Вашего заведения еще двумя колонками – «факт» и «отклонение факта от плана». А вслед за этим напрашивается и ждёт своего заполнения еще одна колонка, в которую предстоит записать честный ответ на вопрос: «по чему это отклонение произошло?».
Ответы могут быть разными. Разными будут и Ваши решения при получении тех или иных ответов:
• Был неверно составлен первоначальный план? – Тогда при следующем планировании эту ошибку постарайтесь не повторить
• Тот или иной исполнитель не до конца выполнил то, что ему надлежало сделать? – Тогда побеседуйте с исполнителем: четко ли он уяснил порученную ему задачу, правильно ли мотивирован, подходит ли эта работа ему или он этой работе
• Допущены просчеты в более «фундаментальных» вопросах: определение местоположения, целевого клиента, ассортимента услуг? – Тогда не ищите виновных вокруг, а признайте собственный просчет. В таком случае лучше вернуться к началу и внести существенные коррективы в первоначальный бизнес-план
Заметим, что все четыре перечисленных вопроса (планирование – организация - мотивация – контроль) снова и снова повторяются на каждом цикле управления. И если Вы снова и снова уклоняетесь от их решения, рассчитывать на успех Вашего бизнеса, по меньшей мере, наивно.
Приведенные соображения весьма полезно не только принимать во внимание при разработке бизнес-плана создания и развития Вашего предприятия, но и использовать уже в ходе реализации самого проекта.
Следующие разделы бизнес-плана:
6 Как составить финансовый бюджет
Бизнес-план 6.9. Расчет показателей проект
8 Оформление бизнес-плана и его презентация
Источник: для специальной программы «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» - Санкт-Петербургский Фонда развития бизнеса