12 шагов к успеху
Когда я начинал разрабатывать свои первые технические решения я и думать не мог, куда это все меня заведет. Я просто хотел улучшить те конструкции, которые изготавливались серийно, но не удовлетворяли меня в рамках тех коммерческих задач, которые стояли перед моей компанией. Это потом и гораздо позже пришла мысль защитить их на государственном уровне и обозначив тем самым сами решения как интеллектуальная собственность.
Теперь у меня большое количество патентов на изобретения, огромный, зачастую вымученный опыт внедрения, и коммерциализация реальных изобретений. За годы этого труда мне посчастливилось общаться с тысячами талантливых изобретателей, патентных поверенных, специалистов внедрения и инновационных менеджеров.
При этом я обратил внимание на ряд ошибок и предубеждений которые представляются мне «граблями» на которые наступают и наступают многие генераторы идей и изобретали. Безусловно, каждый волен учиться на собственных ошибках, но все же лучше тщательно спланировать процесс коммерциализации идей и изобретений.
Предлагаю вашему вниманию мой опыт и наблюдения:
1. На первых порах вам понадобятся советы от людей профессионально занимающихся внедрением инноваций. Но будьте осторожны и применяйте сбалансированный подход к поиску советов. Дело в том, что тема стала очень «модной» и …. очень доходной для всякого рода специалистов «поживиться на халявку». Рост подобных компаний наблюдается лавинообразный. Пугаться не стоит. Но быть осторожным – не повредит.
Не когда не отдавайте подробности и технические тонкости вашего изобретения или гениальной идеи в «чужие руки». Ходите «вокруг да около». Если ваша идея действительно стоящая, а специалист не собирается вас «разводить», он поймет сразу и будет выдвигать предложение. Здесь желательно (по-моему, необходимо) заключить соглашение о конфиденциальности. К месту будет сказать, что становиться параноиком тоже не следует. Украсть идею не трудно, воплотить ее куда труднее, а значит, нужна команда, очень нужен инициатор – изобретатель. Вы поймите, чем гениальнее ваша идея или изобретение, тем сложнее ее внедрить. Есть, конечно, исключения, но это исключения из правил.
Но будьте готовы к тому, что многие известные компании не будут подписывать с Вами соглашения о конфиденциальности. Что это значит? Известная компания «Проктер и Гэмбл» утверждает, что большую часть ее инновационного портфеля составляют изобретения, приобретаемые у новаторов по всему миру на ранней стадии готовности самих изобретений. Причина заключается в том, что многие талантливые изобретатели не способны в силу различных причин самостоятельно подготовить изобретение в той форме, когда изобретение становится уже рыночным продуктом. Так, что будьте готовы к тому, что ваше изобретение будет продано вами на «ранней» стадии.
2. Перед тем как приступить к работе по разработке какого-нибудь продукта или решения, обязательно поинтересуйтесь, нет ли уже готового решения на рынке. Это необходимо сделать в первую очередь. На мой взгляд, лучше всего использовать поиск в Интернете. Через систему поиска необходимо тщательно поискать, а не изобретаете ли вы очередной «велосипед»? Но и этого не достаточно. Необходимо проводить патентный поиск на чистоту изобретения. Эту часть поиска лучше отдать специалисту. Да, услуга платная, но это будет гарантией, что вы не потратите много времени на пустые хлопоты.
3. Не важно, разрабатывает вы рыночный продукт для «внутреннего употребления», или планируете его внедрять с помощью венчурных компаний или фондов, вам, на первом этапе желательно провести самостоятельные, я их называю – партизанские, исследования рынка. Это связанно с тем, что многие изобретения и идеи имеют очень ограниченный рынок. Значит первое, что нужно сделать, определить характер и размер рынка распространения вашего изобретения. И конечно нужно «прикинуть» оценку: производственные затраты и затраты на единицу. Это очень важно. И очень важно это сделать самому. Не знаете как? Учитесь. Я не призываю вас становиться кандидатами экономических наук, но без понимания «что и откуда берется», вы обречены на поражение. Да и серьезный инвестор очень скоро выведет вас «на чистую воду». Да, серьезный анализ рынка и создание бизнес-плана необходимо заказывать в специализированной компании, но вы-то должны понимать, что и откуда «растет».
4. Не страдайте нарциссизмом. Многие изобретатели и генераторы идей, особенно на ранних стадиях, буквально влюбляется в собственное изобретение. Ваш покорный слуга и автор этих строк был тоже болен этой болезнью. Изрядно «понадував губы» перед зеркалом в позе наполеона, я получил свою первую рыночную оплеуху буквально через пару месяцев. Потом я получил их сотни…и получаю до сих пор. Проблема заключается в том, что изобретатель и деловой человек это совершенно разные люди. Деловой человек заинтересован в получении прибыли и не малой (иначе, зачем рисковать) и его совсем не интересует какой вы умный, гениальный и какие у вашей семьи проблемы на финансовом фронте и то, что вам срочно необходим новый автомобиль.
5. Понимайте, что при первой встрече с возможным инвестором вам необходимо в сжатой форме, рассказать: СКОЛЬКО можно сделать денег на вашем изобретении. Второе, и тоже быстро и убедительно: КАК! Например, преимущества вашего изобретения позволит сократить себестоимость на 20%, 30% и т.д. Но только с аргументами, а не мечтами и прожектами (здесь нужно вспомнить утверждение – лучше экономику считать самому). Но при этом преимущество не должно предусматривать изменение технологии влекущее за собой такие затраты которые «скушают» ожидаемые прибыли. Не ждите восторженных откликов на ваше предложение, если перестройка производства повлечет за собой полный снос и постройку нового завода. Например, как произошло при замене магнитных кассет на компакт-диски. И еще важно: у продукта обязательно должны быть конкуренты. Нет конкурентов – нет внедрения.
6. Прежде чем вы приступите к переговорам с инвестором, поймите простую вещь – инвестор тоже хочет кушать. Он пришел на встречу с вами не из желания посмотреть на очередного гения и взять у него автограф. Он хочет заработать деньги.
Значит, заранее вам нужно определить нижнюю планку уступок. Для этого лучше обратиться к опыту, описываемому в различных источниках. Вопрос этот очень сложный и многое зависит от того как вы привлекаете деньги в проект, на какой стадии находится проект и т.д.
7. На встрече с инвестором, ведите себя прилично. Одевайтесь по форме. Будьте аккуратны не только в одежде, жестах и манерах, но и в той документации, которую представляете. Имейте ввиду, что в мире существует стойкое мнение: 99% изобретателей и генераторов идей, люди…. мягко скажем неадекватные. Ваша задача показать обратное. Будьте пунктуальны и не приходите на встречу с опозданием, говорите без надрыва, спокойно и уверенно. Чтобы было понятно, о чем я говорю, приведу пример из собственной практики: на первой своей презентации перед бизнес-ангелами России я ощущал настоящую дрожь в коленях, полную и мгновенную сухость во рту. Заикался и бледнел. Скоро это прошло. Я успокоился, когда увидел как презентующие проекты доктора наук, доценты и кандидаты, также бледнели и краснели.
8. Личное мнение. Я лично никогда не отвечаю на предложение внести предоплату на оказание возмездных услуг по привлечению в проект инвестиций. Не знаю правильно это или нет. Просто мне знакомы частые случаи, когда при привлечении инвестиций в проект расходуются огромные деньги, а «воз и ныне там». Не мудрено, деньги получены, предложение разослано по адресам с помощью примитивного почтового рассыльщика, а как там дальше, не их забота. Часто даже и рассылку не используют. Подчеркиваю: это относится к ПРЕДОПЛАТЕ услуг по привлечению инвестора в проект. Не относится к подготовительным мероприятиям: разработке бизнес-плана, меморандума и т.д.
9. И наконец, я предлагаю присоединиться к профильной группе в социальных сетях, чтобы узнать больше о выстраивании бизнеса на инновации, проблемах внедрения и коммерциализации идей и изобретений. В таких группах можно многому научиться…. если будете больше слушать… чем говорить.
10. У вас может быть тысячи идей и десятки патентов. Но для получения статуса – ГЕНИЙ, этого совершенно недостаточно. Мало того, это ни о чем не говорит. Здесь необходимо понимание – гением человека делает РЫНОК. Именно. Только тогда когда на базе вашего изобретения или гениальной идеи будет создан бизнес, только тогда когда идея предложит рынку огромные преимущества, только тогда когда идея создаст рыночный продукт, продаваемый в больших количествах, вы можете смело именовать себя гением и раздавать автографы. В любом другом случае, имя вам – неглупый человек.
За примерами даже ходить далеко не надо – Windows, Google и т.д.
11. Никогда не отчаивайтесь. Если вы в процессе внедрения разослали десятки предложения и не получили должного понимания, это не является фактом поражения и невостребованности вашего изобретения. Это говорит, по большей части, о двух вещах.
Первое: формат вашего предложения не доработан. Надо искать изъяны в маркетинговой тактике, менять форму подачи предложения или еще раз просмотреть основные показатели проекта.
Второе: очень часто бывает, что ваша идея или изобретение просто не подходит под те задачи, которые ставит перед собой венчурная компания, в которую вы обратились. Тема не их, рынок мал или слишком велик, нет знаний из вашей области ит.д. Ищите свою нишу. Приведу пример: я буквально на днях обращался с предложением к одному уважаемому мною специалисту. Он с интересом просмотрел всю гамму моих предложений, определился, что ему интересна моя последняя разработка и предложил рассказать о ней более подробно. Я отказался. Почему? Это не входило в планы моей стратегии. Да-да. У меня есть своя стратегия. Она проста: внедряю самое простое и недорогое изобретение и на базе этого внедрения вывожу на рынок остальные изобретения, лестничным методом: от простого к сложному. Это позволит самое «лакомое» изобретение внедрить самостоятельно или с наименьшими потерями для себя лично. Правильно это или нет? Не знаю. Я так решил.
12. Не слушайте никого. Нет плохих, мелких и примитивных изобретений! Есть дилетанты не понимающие этого. Все изобретения и идеи гениальные. На многие изобретения утилитарного характера нет должного внимания. Это не повод для вашего поражения. Уверяю вас, когда вы внедрите на рынок свою новую «прищепку», «злопыхатели» будут кусать локти.
Пример? На самом деле примеров много, но для меня лично самым ярким является такой пример: одна дама задумалась, как изменить подход в борьбе с потливостью и создала симбиоз двух технологий. Изобрела прокладки – «подмышечники» на базе обычных прокладок. Уж не помню точно, но идею купили за 5 000000 долларов. А изобретатель профиля ALS (такая примитивная железка), сейчас самый успешный капиталист в Бельгии.
Примеров много.