Новые авторские правила для рекламных и PR-агентств
Если вы намерены открыть рекламное или PR-агентство, вам нужно ознакомиться с тем, какие изменения в Законе об авторском праве, вступившем в силу с 1 января 2008 года, регламентируют работу этого сектора бизнеса.
Новая, четвертая часть ГК РФ, вступившая в действие с 1 января 2008 года, затрагивает деятельность всех организаций, которые в своей работе сталкиваются с авторскими и смежными правами. Любая компания, ксерокопирующая или распечатывающая на принтере без согласия автора материалы, совершает противозаконное действие. Это касается не только библиотек, копировальных предприятий, образовательных курсов, но и рекламных агентств.
Как уже замечено выше, если агентство не получило заранее согласия автора или издателя на использование произведения, оно не имеет права ксерокопировать, тиражировать или распечатывать его на принтере. В процессе создания буклетов, рекламных щитов, рекламы в СМИ часто используются цитаты из художественных произведений или изображения из фильмов, фотографии произведений искусства. Теперь рекламное или PR-агентство должно удостовериться, что материал, с которым они планируют работать, доступен для использования. Например, если произведение, будь то текст или отрывок из фильма, перешло в разряд общественного достояния, с ним можно свободно работать. Если нет, создателям рекламы необходим официально оформленный письменный договор с автором или издательством, то есть тем лицом, которому принадлежат права на произведение.
Помимо запрещения на ксерокопирование и распечатку, рекламное агентство не имеет права сканировать произведение или его отрывки. Нельзя также выпускать брошюры, листовки, буклеты, если их содержимое защищено авторским правом. И, наконец, наложен запрет на выпуск любой рекламной продукции в том случае, если при ее создании использовались чужие авторские материалы. Например, если для создания соответствующего рекламного образа дизайнер агентства захочет разместить на продукте рисунок, он должен либо получить разрешение автора, либо удостовериться в том, что рисунок является общественным достоянием.
За незаконное использование произведений или их частей виновные лица несут ответственность, предусмотренную действующим гражданским, административным и уголовным законодательством. В отношении них могут быть применены меры уголовного воздействия (до 6 лет лишения свободы в соответствии со статьей 146 УК РФ), взыскание компенсации за нарушение авторских прав в размере до 5 миллионов рублей за каждое допущенное нарушение (статья 1301 ГК РФ), ликвидация юридического лица за неоднократные нарушения авторских прав (статья 1253 ГК РФ) или конфискация оборудования и любых устройств и материалов, используемых для нарушений авторских прав (пункт 5 статьи 1252 ГК РФ).