Регистрация ККТ по-новому: «подводные камни»
Нормативно-законодательная база
– Федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ);
– постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее – Положение о регистрации ККТ).
Минфин РФ приказом от 10.03.2009 г. № 19н утвердил документ, определяющий порядок регистрации налоговыми органами ККТ, – Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по регистрации в установленном порядке ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее – Регламент). С 31.07.2009 г., момента вступления в силу данного документа, процесс регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации ККТ должен проходить в строгом соответствии с ним. Однако Регламент не отменяет действия Закона № 54-ФЗ и Положения о регистрации ККТ, его основной функцией является упорядочение процесса предоставления госуслуги.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ применять ККТ обязаны все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг за наличный денежный расчет. Но из данного правила есть исключения:
– ККТ могут не использовать организации и предприниматели, оказывающие услуги непосредственно физическим лицам, если при расчетах они выдают документ, оформленный на бланке строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ);
– с 21.07.2009 г. плательщики ЕНВД вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии, что по требованию покупателя они выдают документ, подтверждающий прием денежных средств за товар (работу, услугу) (п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).
Еще одним важным моментом является выбор налогоплательщиком модели ККТ. Перед покупкой ККТ следует ознакомиться с Государственным реестром контрольно-кассовой техники (далее – Госреестр ККТ). Ведь к эксплуатации допускаются только те модели, которые в него включены. Перечень моделей, разрешенных для использования и включенных в Госреестр ККТ, постоянно обновляется. Актуальную информацию на конкретную дату можно посмотреть на сайте Минпромторговли РФ (
Регистрация ККТ
– заявление о регистрации ККТ по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 09.04.2008 г. № ММ-3-2/152@ (см. Приложение 1);
– паспорт ККТ, подлежащей регистрации;
– договор о технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (или центром технического обслуживания) ККТ
Налогоплательщик документы может предоставить лично, отправить по почте или передать через уполномоченного представителя, действующего на основании доверенности (п. 19 Регламента).
Налоговому органу отводится на регистрацию ККТ не более пяти рабочих дней с даты представления заявления (со всеми необходимыми документами). Если у инспекции имеются претензии к документам, то срок исполнения госфункции исчисляется с момента представления дополнительных материалов (п. 18 Регламента).
Документы, отправленные по почте, должны быть зарегистрированы не позднее рабочего дня, следующего за датой получения корреспонденции. При этом моментом представления является дата регистрации документов в территориальном налоговом органе (п. 19 Регламента).
При вынесении положительного решения налоговый орган должен провести осмотр ККТ, провести ее фискализацию и зарегистрировать. Согласно новому Регламенту данная процедура может быть проведена как в самой ИФНС, так и по месту установки ККТ (п. 20 и 39 Регламента). Одновременно пользователю выдается карточка регистрации ККТ (Приложение 2) с визой руководителя (его заместителя) налогового органа, а также возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению о регистрации ККТ (п. 44 Регламента). Карточка хранится вместе с журналом кассира-операциониста и журналом учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ в течение всего срока эксплуатации контрольно-кассовой техники и предъявляется по требованию территориального налогового органа (п. 45 Регламента). Она непременно понадобится для перерегистрации аппарата или снятия его с учета.
Осматривая кассовый аппарат, специалист налогового органа проверит:
– его исправность;
– целостность корпуса;
– наличие на нем знаков «Государственный реестр», «Сервисное обслуживание»;
– наличие идентификационного знака, который содержит наименование модели ККТ и ее заводской номер.
Если осмотр не вызвал нареканий со стороны инспектора, то проводится фискализация машины (п. 40 Регламента). Для этого вводится пароль доступа к фискальной памяти, проверяется работа всех счетчиков и наличие необходимых реквизитов на кассовом чеке: отпечатывается чек на сумму 1 руб. 11 коп. и снимается первый Z-отчет. Эти документы вместе с заявлением о регистрации хранятся в налоговой инспекции в течение пяти лет (п. 41 Регламента).
После фискализации специалист налогового органа и налогоплательщик подписывают акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККТ (форма № КМ-1
Отказ в регистрации
– представление неполного комплекта необходимых документов, а также документов, оформленных в неустановленном порядке, при условии неустранения пользователем указанных недостатков;
– предъявление для регистрации модели ККТ, не включенной в Госреестр ККТ или исключенной из него;
– истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся ККТ, исключенной из Госреестра;
– предъявление ККТ, находящейся в розыске;
– обнаружение неисправности ККТ, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля (знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»);
– отсутствие заключенного договора о технической поддержке ККТ между пользователем и поставщиком или центром технического обслуживания;
– представление при перерегистрации ККТ чеков, контрольных лент и фискальных отчетов, не соответствующих техническим требованиям к контрольно-кассовой технике или отпечатанных в нефискальном режиме.
При выявлении указанных недочетов налоговая инспекция обязана возвратить весь комплект документов и уведомить об отказе письмом не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления о регистрации (перерегистрации, снятии с регистрации) ККТ (п. 23 Регламента).
Иногда, помимо указанных в Регламенте документов, ИФНС требует договор аренды помещения, где будет установлена ККТ, или свидетельство о праве собственности. Однако специалисты финансового ведомства указали на то, что данные документы не предусмотрены Регламентом, а поэтому отказ в регистрации ККТ в случае их непредставления неправомерен (письмо Минфина от 11.08.2009 г. № 03-01-15/8-406, доведенное до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС РФ от 21.08.2009 г. № ШТ-17-2/161@). Отказ налоговиков в данном случае можно обжаловать во внесудебном порядке либо в суде (п. 66, 67, 75 Регламента).
Регистрация ККТ в составе платежных терминалов
Минфин в письмах от 11.08.2009 г. № 03-01-15/8-407, № 03-01-15/8-408 и № 03-01-15/8-409 разъяснил, как регистрировать ККТ в составе терминала (банкомата), который расположен не по месту нахождения платежного агента (в том числе не по месту его налогового учета), а также как информировать налоговиков об изменении адреса его установки.
В этом случае заявление о регистрации ККТ нужно подавать, как обычно, в территориальный налоговый орган по месту нахождения организации или предпринимателя. А при использовании такого терминала (банкомата) обособленным подразделением организации – по месту нахождения этого подразделения. Данный адрес также фиксируется в карточке, выдаваемой при регистрации ККТ налоговым органом заявителю (п. 15 Положения о регистрации ККТ).
Финансисты также рассказали о требованиях к содержанию уведомления, которое должно направляться платежным агентом в налоговый орган в случае «переезда» терминала на другое место (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ). Так как унифицированной формы такого уведомления нет, оно составляется в произвольном виде, но обязательно должно содержать:
– полное наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы (обособленного подразделения), ОГРН, ИНН/КПП;
– дату регистрации организации (подразделения);
– адрес, телефон, телефакс организации (подразделения);
– Ф.И.О. и номера служебных телефонов руководителя организации (подразделения) и главбуха;
– модель ККТ, заводской номер, год выпуска;
– номер паспорта ККТ;
– наименование организации, оказывающей техническую поддержку ККТ;
– предыдущий и новый адреса места установки терминала (банкомата), содержащего в своем составе ККТ.
Необходимо отметить, что исполнение территориальными налоговыми органами государственной функции осуществляется бесплатно (п. 29 Регламента).
Перерегистрация, снятие с учета ККТ
– паспорта ККТ, подлежащей перерегистрации или снятию с регистрации;
– карточки регистрации ККТ, которая была выдана ранее.
Специалисты налоговой инспекции должны снять Z-отчет за весь период эксплуатации кассы (при перерегистрации) либо за последние 3 года (при снятии с учета). Составляется акт и делаются записи в книге учета и в карточке регистрации ККТ (п. 48 и 49 Регламента).
Если нормативный срок эксплуатации уже истек и аппарат исключен из Госреестра ККТ, инспекторы вправе снять машину с учета самостоятельно без заявления налогоплательщика. Правда, в этом случае сотрудники налоговой должны направить владельцу письменное уведомление не позднее даты, следующей за днем окончания срока амортизации (п. 53 Регламента).
Ответственность за неприменение ККТ
Что считать «неприменением» ККТ, разъяснили арбитры:
|
В случае привлечения налогоплательщика к административной ответственности в отношении виновного лица проверяющие составляют протокол о правонарушении и налагают штраф. Напомним, с 01.01.2010 г. штрафы за применение кассовых аппаратов, не соответствующих установленным требованиям либо используемых с нарушением установленного законодательством порядка и условий регистрации и применения, установлены в размерах: для должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.; для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Пример 2
Пример 3
Пример 4
1. Утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.1999 г. № 132.