Как сгенерировать идею
Начало любого бизнеса ― идея. Вы без труда найдете успешный вариант, если научитесь замечать, что нужно людям. Полезно также хорошенько понять, что вы умеете, что любите и в чем испытываете потребность.
Идея ― под ногами
Для начала отметим, какие вообще существуют пути рождения «своей темы». Не претендуя на полноту списка, выделим следующие варианты.
1. Собственное хобби. Увлечение часто перерастает в дело всей жизни.
2. Собственная потребность. Многие идеи родились из осознания нехватки чего-либо для вас лично.
3. Чужая потребность. Аналогично предыдущему пункту, к идее приводит нехватка чего-либо для посторонних людей.
4. Поиск применения имеющимся активам. Например, вы решаете, как лучше использовать участок земли или свободное помещение.
5. Усовершенствование чужого бизнеса.
Посмотрим на эти пункты подробнее. Начнем с последних, поскольку с ними проще.
Усовершенствование чужого бизнеса, в общем-то, не предмет нашего разговора. Мы все же думаем, как сгенерировать нечто совершенно новое в бизнес-сфере. Кроме того, любые «доработки» будут основаны на своей или чужой потребности, то есть, по сути, это разговор о пунктах 2 и 3. Но мы отмечаем этот вариант, во-первых, для полноты картины, а во-вторых, чтобы напомнить, что чужой бизнес может быть неплохой отправной точкой для ваших идей. Например, если, приехав в гости к другу в другой город, вы увидели отлично организованную игровую детскую комнату в супермаркете, ничто не мешает вам сделать то же самое у себя, улучшив и разнообразив, при необходимости, сервис и учтя местную специфику, если такая есть. Наблюдайте, будьте открыты к интересным идеям, к новым вариантам, и вы станете замечать больше возможностей.
Поиск применения своим активам ― вариант многосторонний, но редкий. Мало у кого имеется в запасе лишняя квартира или невостребованное угодье. Тем не менее, можно посмотреть на этот путь шире: под активами можно понимать не только недвижимость, но и ваши умения. Ими ведь тоже можно распорядиться по-разному. Так же, как на участке можно строить центр семейного отдыха или питомник для бездомных животных, ваш талант и опыт тоже можно направить на разные цели. Например, вы неплохо шьете, но никакая конкретная бизнес-модель на основе этой способности у вас в голове не рождается. Исходя из конкретной ситуации, спроса и портрета потенциальной клиентуры можно открывать ателье широкого профиля либо специализироваться на пошиве рабочей одежды для предприятий города. Работа, казалось бы, одна, но ниши, согласитесь, все же разные. Впрочем, о применении своих способностей мы еще поговорим.
Конечно же, подавляющее количество новых бизнес-идей рождается из первых трех групп.
Собственное увлечение. Это прочная основа для рождения своего бизнеса ― дела, которое будет приносить не только доход, но и огромное удовольствие, ведь вы готовы заниматься им даже без денег. Опыт целых поколений показывает, что люди, преданные любимому делу, рано или поздно обязательно добиваются финансового успеха в нем. Именно такое сочетание ― хобби и заработок ― является золотой мечтой многих тысяч людей. Но подавляющее большинство из нас просто не решаются поверить в то, что «несерьезное занятие» может стать серьезным бизнесом. А зря! «Делай то, что тебе нравится, и придумай, как это может приносить тебе деньги» ― под этими умными словами могут подписаться тысячи успешных предпринимателей, которые когда-то просто последовали за своим интересом. Так что если вы всерьез чем-то увлечены, подумайте: не развить ли это в нечто большее? Ищите, чем ваше хобби может быть полезно для других, что необычное вы можете предложить людям, используя ваше увлечение ― именно это и отличает бизнес-идею на основе своего хобби от просто хобби. Возможно, вам придется немного видоизменить свое любимое занятие, но даже в этом случае дело будет вам более близко, чем работа в совершенно иной области.
Мама моей подруги ― заядлая дачница. Много лет она растит на своем большом участке всякую всячину. Излишки овощей и зелени продает, но выручка вряд ли стоит труда: такой же урожай предлагают десятки садоводов, и продать все обычно не удается. И как-то, глядя на изобилии на рыночных прилавках, женщина подумала: а чего здесь не хватает? Что не выращивает никто? Решение не приходило, пока однажды в аптеке наша дачница не обратила внимание на полку с лекарственными травами. Она сократила количество грядок с овощами до необходимого ее семье минимума, а на большей части огорода на удивление соседям стала выращивать мать-и-мачеху, ромашку, иван-чай и малину. Увеличив ассортимент дикорастущими чабрецом, зверобоем и липой, она привлекла довольно большой круг покупателей. А потом ее товаром заинтересовались аптеки. И спустя несколько лет моя подруга рассказывала мне о небольшой компании своей мамы, в которой несколько сотрудников выращивают и собирают лекарственные травы.
Возможно, хорошая идея придет вам в голову, если вы обратите внимание на то, чего вам не хватает. В 1989 году один студент 4 курса физико-математического факультета московского вуза при подготовке к экзамену по французскому подумал: как было бы здорово, если бы с переводом не надо было мучиться, листая объемные словари. Возможно, вы пользуетесь результатом потребности этого студента ― электронным словарем ABBYY Lingvo. Давид Ян разработал его, на себе испытав необходимость в таком продукте, и сегодня Lingvo продаются в ста странах мира.
Санкт-петербургский предприниматель Алексей Апухтин тоже не думал специально ни над какими бизнес-идеями, когда парился с другом в бане. Он просто ругал веник, который разваливался в руке. Можно было всего лишь взять другой веник, но друзья изучили традиции, лекарственные свойства и технологию заготовки этих непременных банных атрибутов, привлекли сезонных рабочих, наладили каналы сбыта в России и в нескольких других странах, и отборные русские веники продаются огромными партиями ― оборот бизнеса достигает миллиона долларов. Вы можете почитать об этих людях сами, о них много писали в интернете.
Возможно, вам не посчастливилось оказаться в числе везунчиков, которых удачная бизнес-идея накрыла внезапно. Но это может произойти с вашими многочисленными знакомыми или не знакомыми вам людьми. Будете в состоянии готовности к восприятию новых идей, тогда вы наверняка не пропустите, что кто-то в чем-то нуждается. А если вы это заметите ― используйте! Один мой знакомый каким-то совершенно случайным образом узнал, что санкт-петербургским зоопаркам не хватает сена на корм животным. Он стал покупать сено в колхозах Псковской области и продавать его в зоопарки и Санкт-Петербурга, и Москвы. Если вы думаете, что этот мой знакомый ― прирожденный колхозник, попавший в свою стихию, вы ошибаетесь. Его страсть и основной бизнес ― организация концертов сильнейший российский рок-групп. Просто человек не упустил возможности развить дело на основе чужой потребности. Оно не стало, конечно, делом всей его жизни, но принесло неплохой заработок.
А мой брат, заядлый рыбак, построил в лесу, у озера, избушку, чтобы во время несколькодневных рыбалок ночевать не в палатке. А рядом ― маленькую баньку по-черному. Ну, захотелось ему, «квартирному жителю», таких ощущений... Строил скромно и исключительно для себя. Но нашлись же москвичи, которые, узнав от знакомых о «комариной экзотике», захотели отдохнуть от наскучившего заграничного комфорта! Брату оставалось только не отказать людям в их потребности, позволяя иногда проводить выходные в его избушке.
Если в одной из этих групп вы узнали себя, то вам, вероятно, вообще незачем уже читать про то, как сгенерировать идею: вы уже наверняка знаете, что может стать основой вашего бизнеса. Поговорим теперь о тех, кого не «осенило случайно», о тех, кто вообще не понимает, с чего начать поиск идеи.
Если под ногами идеи не оказалось
У вас нет сильного увлечения, вы не видите какой-либо новой потребности ни у себя, ни вокруг, но вы очень хотите начать какой-то интересный бизнес. Что делать? Возьмите ручку и лист бумаги и составьте два списка.
Список первый: «Что я умею». Записывайте всё, что у вас хорошо получается, фиксируйте все свои навыки и опыт. Не скромничайте и не ограничивайте сферы своих умений, запишите всё, что можете делать. Например: хорошо вяжу, нахожу общий язык с детьми, разбираюсь в косметике (окончила курсы косметолога), есть опыт ведущей праздников, вожу машину и т.п.
Список второй: «Что мне нравится». Запишите максимально подробно, что приносит вам удовольствие. Будьте предельно честны сами с собой ― возможно, какие-то свои склонности вы давно похоронили под грузом быта, обстоятельств. Вспомните свое детство, юность ― чем вам нравилось заниматься? Что хотелось делать? Возможно, совсем маленьким вы собирали ракушки, каштаны и желуди и хотели что-то мастерить из этого, но не знали, как. Или вы до дыр зачитали книжку про моря и корабли, хотя росли в городке средней полосы. Отметьте всё, к чему вас тянет. Например: участвовать в подготовке праздничных вечеров, танцевать, пробовать новые блюда, отдыхать в деревне, летом заготавливать травы для чая и т.д.
Уделите время этим спискам, возможно, вы будете добавлять в них пункты в течение нескольких дней. После того, как вы посчитаете их исчерпывающими, переходите к мозговому штурму, цель которого ― найти все варианты деятельности, которые могут дать два ваши списка. Берите по очереди пункты из первого списка, соединяйте их с каждым пунктом из второго и представляйте, что может получиться из их сочетания. Если находите какой-либо вариант ― запишите его. При этом помните основные принципы мозгового штурма: 1) записывайте абсолютно всё, что приходит на ум; 2) не анализируйте. Это очень важно! Не критикуйте и не оценивайте ничего, не думайте о том, удачная это идея или бессмысленная ― это позже. Сейчас просто фиксируйте. Привлеките к этой работе друзей, коллег ― одна голова хорошо, а две лучше. Посмотрим для образца, какие варианты могут получиться из наших коротких примеров:
- объединить вязальщиц в деревне для какой-то общей работы
- организовывать праздничные мероприятия для детей, ставить хореографию для детских танцевальных номеров
- делать сценический макияж для артистов, танцоров
- вести различные мероприятия для взрослых и детей
- оказывать транспортные услуги организаторам и гостям праздничных мероприятий
- ездить в деревни заготавливать травы и т.д.
Собственно, вот вы и сгенерировали кучу идей! Но, конечно, не все они жизнеспособны. Самое время заняться тем, к чему так и тянуло во время мозгового штурма: анализом и отбором.
Хороша ли идея?
Чтобы оценить эффективность проекта, требуется множество факторов, для начала же будем опираться на ключевые из них:
1. есть ли спрос?
2. какова конкуренция?
3. какие ресурсы нужны?
4. какие ресурсы есть?
Ответьте на все четыре вопроса в отношении каждой идеи. Не смущайтесь, что значительная часть списка идей будет признана негодной ― это нормально. Но и не спешите вычеркивать варианты, не ответив на все вопросы: возможно, идеи будут рентабельны, если их доработать. К примеру, когда вы будете искать спрос для варианта «объединить вязальщиц в деревне для какой-то общей работы», окажется, что идеи здесь как таковой нет: есть потенциальный ресурс (вязальщицы), но для чего их объединять (то есть ― для какой идеи) ― непонятно. Так может, стоит подумать об этом? Здесь-то и будут важны ответы на следующие вопросы. Может, у вас найдется знакомый владелец магазина одежды или модельер, с помощью которых будет несложно разрабатывать интересные модели вязаных вещей и обеспечивать место сбыта. И к тому же окажется, что никто в городе не продает изделия ручной вязки. Таким образом, может получиться, что этот пункт не так уж бесперспективен.
При нескольких привлекательных вариантах выбирайте тот, который сильнее подкреплен имеющимися ресурсами и представляет больше вариантов для применения ваших умений. И главное ― ищите спрос! Не переставайте задавать себе вопрос: кому это нужно?
Чего они хотят?
Еще немного о том, что нужно людям. Размышления на эту тему могут оказаться даже более простой дорогой к хорошей бизнес-идее, чем работа над списками своих умений и желаний. Поставьте себе задачу в течение месяца в любой ситуации искать ответ на вопрос: «В чем их неудобство и что им поможет?» Спрашивайте себя об этом всегда, когда находитесь в обществе других людей. Вы заметите многое, на что раньше не обращали внимания. У коллег в офисе от сидячей работы затекает шея и плечи, и им помог бы массаж плечевого пояса прямо на рабочем месте. Пицца, которую вы заказали на работу, остыла в пути, и не помешало бы изготовить плоские сумки-термосы специально для этого популярного блюда. Толкучку в очередях на вокзалах можно решить давно изобретенным электронным контролером, выдающим номерки, нужно только договориться о монтаже с дирекцией вокзала и производителями. У кассы покупатель вспомнил, что его скидочная карта этого магазина осталась дома ― можно подумать о единой электронной базе скидок для всех магазинов. Человек на улице отошел в сторонку и вытирает туфли салфеткой ― есть спрос на уличные автоматы для чистки обуви, которые устанавливают в гостиницах. Мужчины в магазинах томятся в ожидании, пока их спутницы перемерят все наряды? Им можно предложить… Подумайте, как можно использовать это «неудобство». Как вы поняли, мы вернулись к теме чужой потребности. Возможно, приведенные примеры не самые удачные, но мысль проста: приучите себя искать и замечать спрос. Возможно, это приведет вас к удивительно простой и выигрышной бизнес-идее.
Автор: Елена Укусова
07/05/2010