Интернет-такси: финансовый план и перспективы проекта
Каждый, кто хотя бы изредка пользуется услугами такси, - потенциальный клиент Андрея Горбика, учредителя информационного проекта «
«Идея родилась в разгар мирового кризиса. Моего друга Федора Новожилова сократили, и, чтобы как-то ему помочь, мы решили открыть свое дело. Для меня это второй по счету бизнес. Еще в институте нужда подтолкнула меня стать предпринимателем. Я приехал в Москву из Киева, денег было мало, и вот однажды, купив на последние батон и присев на скамейку перекусить, я увидел объявление: «Компании по продаже керамической плитки требуется дизайнер сайтов». Сайты я делать умел. Позвонил, приехал и уже на встрече понял, что одним сайтостроительством этой компании не поможешь. В итоге я стал совладельцем, и сейчас этот опыт очень мне помогает.
Почему мы выбрали рынок такси? Несмотря на огромные размеры, он крайне неорганизован. Основные игроки – таксопарки и одиночки-«бомбилы». У каждого свои недостатки. У компаний высокие расценки и длительное время подачи машины. Частники не гарантируют комфорта и безопасности. А важнейшая проблема, которую приходится решать тем и другим, – время простоя и холостой пробег.»
Учитывая, что 80% рынка такси приходится на частников, можно утверждать, что пассажиры ориентируются на цену (у одиночек она всегда ниже) и оперативность подачи машины (вышел на дорогу, проголосовал, уехал). Комфорт и безопасность, увы, на втором месте. Мы решили усовершенствовать легальный рынок такси с помощью системы позиционирования на местности. Разработали систему слежения через
Выгода очевидна для всех. Клиенты получают возможность сравнить услуги различных таксопарков – насколько оперативно подаются машины, уровень цен и сервиса – и сделать выбор. А службы такси сокращают время подачи машины до нескольких минут. Снижение издержек на
Сейчас сайт в разработке, его делают несколько программистов на аутсорсинге. Пока проект существует за счет наших собственных средств. Мой соучредитель вложил в него вообще все свои сбережения. С привлечением инвестиций дело, надеемся, пойдет быстрее.
КОМАНДА
Андрей Горбик, 21 год Федор Новожилов, 24 года Иван Ивко, 22 года Михаил Владимиров, 23 года |
Время для нас – решающий фактор. Сейчас как минимум четыре команды (две отечественные и две из США) параллельно с нами заняты разработкой систем поиска такси на карте городов России. И тоже планируют передавать информацию по мобильной связи и через интернет. При этом конкуренты собираются привлекать и таксопарки, и частных водителей. Мы же решили сконцентрироваться на качестве услуг и будем подключать к системе только проверенные, зарекомендовавшие себя службы такси. Уже есть договоренность с двумя таксопарками, так что вскоре мы оценим действие системы на практике.
В ближайших планах – привлечь инвестиции на сумму от $50 000. Этого хватит на закупку оборудования, аренду офиса и первоначальную зарплату постоянным работникам – программистам, которые поддерживают сайт, и операционистам, обрабатывающим информацию для клиентов. А большая часть средств будет потрачена на рекламную кампанию. Говорить подробно о продвижении проекта мы пока не готовы, это коммерческая тайна и наше главное конкурентное преимущество. Если вкратце, предполагается провести массированную информационную атаку через блоги, форумы и соцсети с помощью друзей и знакомых, а также использовать традиционные средства интернет-рекламы – баннерную и контекстную».
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
По оценкам разработчиков проекта, минимальный размер инвестиций на первый квартал 2010 года – $51 500.
Квартал | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII* |
ОСНОВНОЙ СЦЕНАРИЙ | ||||||||
Выручка, $ | 64210 | 122000 | 219600 | 373319 | 597311 | 895966 | 1254353 | 1756094 |
Расходы на привлечение клиентов, $ |
10741 | 13598 | 28172 | 54569 | 107686 | 160829 | 201299 | 202500 |
Расходы на привлечение таксистов, $ |
46656 | 46656 | 46656 | 46656 | 46656 | 46656 | 46656 | 46656 |
Оплата труда разработчиков, $ |
7000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 |
EBITDA**, $ | -187 | 58746 | 141772 | 269094 | 439969 | 685481 | 1003398 | 1503938 |
Налоги, $ | 0 | 49934 | 120506 | 228729 | 373973 | 582659 | 852888 | 1278347 |
Чистая прибыль, $ | -187 | 8812 | 21226 | 40365 | 65996 | 102822 | 150510 | 225591 |
Коэффициент дисконтирования*** |
0,97 | 0,89 | 0,82 | 0,76 | 0,69 | 0,64 | 0,59 | 0,54 |
Present Value **** | -181 | 7843 | 17438 | 30677 | 45537 | 65806 | 88801 | 121819 |
ПЕССИМИСТИЧНЫЙ СЦЕНАРИЙ | ||||||||
Выручка, $ | 64210 | 101902 | 150713 | 209792 | 286157 | 386312 | 502205 | 703087 |
Расходы на привлечение клиентов, $ |
10741 | 15574 | 22582 | 32745 | 47480 | 68845 | 58519 | 49741 |
Расходы на привлечение таксистов, $ |
46656 | 46656 | 46656 | 46656 | 46656 | 46656 | 46656 | 46656 |
Оплата труда разработчиков, $ |
7000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 |
EBITDA**, $ | -187 | 36672 | 78475 | 127391 | 189021 | 267811 | 394030 | 603690 |
Налоги, $ | 0 | 31171 | 66703 | 108283 | 160668 | 227638 | 334926 | 513137 |
Чистая прибыль, $ | -187 | 5501 | 11772 | 19108 | 28353 | 40173 | 59104 | 90553 |
Коэффициент дисконтирования*** |
0,97 | 0,89 | 0,82 | 0,76 | 0,69 | 0,64 | 0,59 | 0,54 |
Present Value **** | -182 | 4896 | 9653 | 14522 | 19654 | 25711 | 34871 | 48899 |
* После VIII квартала существенный рост прибыли не ожидается.
** Объем прибыли до уплаты налогов и амортизационных отчислений.
*** Коэффициент дисконтирования применяется для преобразования будущих доходов в текущую стоимость.
**** Текущая прибыль. Получается при умножении чистой прибыли на коэффициент дисконтирования.
Комментарий эксперта
ИГОРЬ ЧЕКУН
Руководитель блока корпоративных финансов компании Softline и проекта Softline Venture Partners (
Есть несколько вопросов, которые, на мой взгляд, не ясны. Прежде всего, отсутствует бизнес-план, а он позволяет более четко представить бизнес-модель и трезво оценить возможные риски при реализации проекта. Обязательно нужно пересмотреть финансовую модель. Недостаточно просто указать общие цифры доходов и расходов, следует еще объяснить, на основании чего строились предположения. Команда не пожелала раскрыть маркетинговый план полностью, в частности не указала число привлеченных таксистов. Это их право. Но любому проекту нужен подробный план продвижения. Я рекомендовал бы проекту «Такси-Хит» активно развивать прямые продажи таксопаркам. Можно для начала привлечь инвестиции только на рекламную кампанию – это вполне реально. Если после проведенного анализа инвестор сочтет предлагаемую разработчиками стратегию продвижения эффективной и оправданной по деньгам, он расширит финансирование. Подробнее остановимся на анализе рынков. В условиях кризиса люди начали экономить практически на всем, и в том числе на такси. Усиливается конкуренция, постепенно снижается цена услуг. Если сервис, который разрабатывает команда, сможет отвечать запросам клиентов – а в данном случае это и таксопарки, и пассажиры, – это повысит его конкурентоспособность и услуга будет востребована. Однако есть неоднозначные моменты. Например, насколько клиенту, который уже стоит у дороги, будет удобно отправлять SMS, а потом звонить по присланному номеру? Кроме того, команда не уделила достаточно внимания поиску клиентов, не обозначила целевую аудиторию проекта, не сравнила себя с другими похожими сервисами. А конкуренция в этой сфере высокая: существуют разработки, использующие не только GPS, но и сотовые сети, что значительно удешевляет процесс.
Тестирование проекта с привлечением 1-2 реальных таксопарков – хорошее решение. Это поможет оценить перспективы развития. Если первое внедрение окажется успешным и команда начнет продавать продукт, это будет означать снижение рисков, инвесторы это заметят. Я бы порекомендовал команде максимально развить проект за счет собственных средств или привлечь бизнес-ангелов, тем более что сумма инвестиций здесь относительно небольшая. Достигнув определенного успеха, ребята почувствуют себя увереннее и смогут обратиться к следующей категории инвесторов. На мой взгляд, это наиболее действенный способ привлечь деньги. Конечно, банковские кредиты никто не отменял, но здесь они будут неэффективн