Вендинговый бизнес от А до Я. Часть 1
К числу основных законодательных актов, с требованиями которых придется столкнуться при открытии и ведении вендингового бизнеса можно отнести следующие:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях(КоАП РФ);
- Закон «О защите прав потребителей»;
- Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- В зависимости от выбранной организационно-правовой формы Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» или Федеральный закон «Об акционерных обществах»;
- Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
- Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
- Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
- Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (с изменениями и дополнениями);
- К законодательным актам так же относятся нормативные акты региональных властей и акты представительных органов муниципальных образований.
Хотя письменные разъяснения уполномоченных органов по вопросам их компетенции, а так же судебная практика законодательством не является, целесообразно учитывать их как официальную позицию данных органов по вопросам применения спорных положений законодательства.
Организационно-правовые формы организации вендингового бизнеса.
Наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами организации вендингового бизнеса являются: - закрытое акционерное общество (ЗАО), - общество с ограниченной ответственностью (ООО), - индивидуальный предприниматель (ИП).
Закрытое акционерное общество Достоинства:
- возможность продажи бизнеса т.е. отчуждение собственником, принадлежащих ему акций Общества без процедуры государственной регистрации;
- возможность преобразования ЗАО в ОАО (например, для привлечения инвестиций путем проведения IPO). В связи с тем, что изменение закрытой формы акционерного общества на открытую не является реорганизацией, юридическое лицо не обязано соблюдать процедуру реорганизации (составлять передаточный акт, рассматривать и удовлетворять претензии кредиторов и т.д.)
- большая защищенность активов в случае выхода одного из акционеров из бизнеса. В случае, если в уставе ЗАО прямо не предусмотрена обязанность Общества по приобретению акций, продаваемых акционером, а остальные акционеры отказались от преимущественного права покупки акций, этот акционер сможет выйти из бизнеса только путем продажи своих акций третьим лицам;
- ограниченный состав акционеров, т.к. акционеры ЗАО имеют преимущественное право покупки акций, отчуждаемых другими акционерами. - акционеры не отвечают по долгам Общества
Недостатки:
- необходимость государственной регистрации размещения акций; - ведение реестра акционеров общества; - меньшая по сравнению с ООО защищенность бизнеса от недружественного слияния и поглощения.
Общество с ограниченной ответственностью Достоинства:
- ограниченный состав участников Общества обеспечивается законодательно закрепленным правом участника преимущественной покупки долей, отчуждаемых другими участниками;
- информация об участниках Общества содержится в уставе и ЕГРЮЛ, что значительно защищает бизнес от возможности его незаконного захвата;
- участники не отвечают по долгам Общества.
Недостатки:
- при выходе участника из Общества, Общество обязано выплатить этому участнику действительную стоимость доли, что может критически уменьшить активы и негативно повлиять на возможность продолжения бизнеса.
Индивидуальный предприниматель Достоинства:
- полученные денежные средства от бизнеса являются собственностью предпринимателя, которыми он после уплаты установленных налогов может распоряжаться по своему усмотрению в любых целях;
- упрощенный порядок ведения учета доходов и расходов без ведения бухгалтерского баланса;
- государственная регистрация осуществляется по адресу мета жительства предпринимателя, таким образом нет необходимости снимать офис;
- меньшие размеры административных штрафов по сравнению со штрафами, установленными КоАП РФ в отношении юридических лиц; - отсутствие учредительных документов;
Недостатки: - отвечает по обязательствам всем своим имуществом.
Правовые основы деятельности налоговых и надзорных органов по проведению контрольных мероприятий в отношении вендинговой деятельности.
Правовые основы вытекают из следующих нормативных актов:
- Налоговые органы – ст.ст. 31-32 Налогового кодекса Российской Федерации;
- Милиция (в т.ч. ОБЭП) – ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-I «О милиции»;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Требования нормативных правовых актов, регламентирующих необходимый пакет разрешительных документов для установки торгового автомата:
- Свидетельство о государственной регистрации (статьи 23 и 49 ГК РФ);
- Свидетельство о постановки на налоговый учет (статья 83 НК РФ);
- Договор или иные правовые основания на право пользования нежилым помещением для места нахождения исполнительного органа (для юридических лиц) (ст. 288 ГК РФ);
- Договор или иные правовые основания на право пользования помещениями для установки торгового автомата (ст. 209 ГК РФ);
- Сертификаты соответствия торгового автомата, а так же продукции, реализуемой через торговый автомат или ингредиентов, используемых торговым автоматом для изготовления продукции (ст. 25 Федерального закона «О техническом регулировании», Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013)