Как заработать на частном автосервисе?
Несмотря на "новые экономические условия", пробок в Москве меньше не стало. А вот сертифицированные мастерские из-за остановки автокредитования сворачивают свой бизнес. Таким образом, у малых предприятий появился отличный шанс занять свободную нишу на рынке и, как подсчитал "МК", получить хороший доход.
В кризис мечты о новой иномарке для многих россиян так и остаются мечтами.
Несмотря на то что автомобили подешевели, а автосалоны предлагают заманчивые антикризисные скидки, продажи новых автомобилей падают.
Тем не менее народ пока на машинах ездить не перестал. Во всяком случае, в Москве и других крупных городах пробки не исчезают. Вывод: люди ездят не на новых машинах. Но каждый, хоть раз имевший дело с автомобилем не в качестве пассажира, знает простую истину: не новая техника ломается гораздо чаще, чем новая.
Но кризис влияет и на выбор автосервиса. Рядовые автолюбители все чаще предпочитают официально сертифицированным авторемонтным мастерским более мелкие, зато с низкими ценами. Конечно, двигатель "Мерседеса" местные кулибины вряд ли переберут, зато помятое крыло вытянут в два раза дешевле, чем официальные механики, не говоря уже о таких мелких вещах, как замена масла, смена резины и т.д.
Россияне все реже берут автомобили в кредит, стимулируя спрос на услуги частных автосервисов. Дело в том, что требование обслуживания автомобиля только у официальных ремонтников довольно часто входило в кредитный договор. При этом необходимость платить за ТО (ежегодное техническое обслуживание автомобиля) по 30-40 тыс. руб. и раньше для многих била по кошельку. Теперь же автолюбители перестали ругаться с банками по этому вопросу: они просто делают ТО там, где дешевле. Не сказать, чтобы качество мелких ремонтов и ТО при этом существенно снизились. Зато спрос на недорогие услуги такого рода явно вырос.
Авторемонтный бизнес невозможен без помещения. То есть нужен гараж, и желательно отапливаемый - для работы зимой. Существуют мелкие автосервисы, слепленные из одного-двух стандартных боксов в гаражных кооперативах. К сожалению, такой вариант позволяет заниматься только шиномонтажом, а потому для предпринимательства в данной сфере подходит мало.
Дело в том, что для нормального ремонта в производственном помещении-гараже должен быть высокий потолок - метра 4, а лучше 5. Потому что ремонтируемый автомобиль желательно подвесить на цепях либо просто поднять на лапах подъемника на высоту человеческого роста, то есть на 1,5-2 метра. Вариант с ямой не подходит: согнувшийся в три погибели механик вряд ли сделает работу качественно.
Кроме того, высота потолка обусловлена еще и тем, что ремонта требуют не только легковые автомобили, но и мелкие грузовики. Ремонт грузовой "Газели" по сложности не отличается от ремонта легковой "Волги" (двигатели одинаковы). А высота "Газели" с объемом кузова 16 кубометров составляет по техпаспорту 2,35 м.
Плюс подъем автомобиля на 2 м - вот и набралось почти 4,5 м высоты потолка. А "Газелей" на дорогах много, и ломаются они часто.
Помещение, удовлетворяющее указанным критериям, найти непросто. Немаловажно и место: автосервис должен быть там, где ездят автомобили. Места вдоль оживленных автотрасс давно заняты. А в центре городов подходящих помещений мало.
Тем не менее варианты есть. Дело в том, что, несмотря на повышенный спрос, довольно много автосервисов разоряется. Парадокс объясняется просто: прогорают либо бывшие официальные авторемонтники, либо арендованные автосервисы.
Причем первые даже не прогорают: просто при падении спроса известные автомобильные бренды начинают экономить на сертифицированных мастерских и закрывают их. Здания и оборудование в таком случае выставляются на продажу. Хороший вариант "под ключ" сейчас можно купить за 2,5-3 млн руб. Для малого бизнеса это, конечно, дороговато. Зато можно получить полностью готовую к работе производственную площадку.
С арендованными же автосервисами надо быть поаккуратнее. Хозяева помещений не сильно-то снижают стоимость аренды в кризис. Зато всегда готовы поднять ее при малейших признаках улучшения ситуации. Поэтому арендовать помещение под автосервис не рекомендуем. Тем не менее скажем, что затраты на аренду подходящего помещения площадью 30-40 кв. м сейчас составляют около 20-25 тыс.
руб. в месяц. Кстати, если уж рассматривается вариант аренды, то можно подумать об аренде "угла" в районе складов. Они сейчас пустуют и сдаются дешево, а грузовичков там бегает много.
У малого бизнеса сейчас появилась и другая возможность: автосервис можно построить. На некотором удалении от крупных городов земля вдоль трасс становится дешевой. А спад на рынке строительства удешевил стройматериалы и работу. Да и местные муниципалитеты в связи с кризисом и антикоррупционной кампанией уже не такие жадные, как раньше. Строительство приличного помещения, удаленного менее чем на 50 км от крупного города, обойдется примерно в 1 млн руб. При этом стоимость собственно строительства составит около 600-700 тыс. руб. (включая материалы).
Остальное уйдет на "оформление разрешительной документации" (чтоб не сказать "на взятки"). Необходимо добавить еще 100-150 тыс. руб. на подключение к коммуникациям. Подведение газа вряд ли нужно (отапливать будем электричеством), но вода и тем более электричество в варианте 220/380 вольт - просто необходимы.
Помещение необходимо оборудовать. Прежде всего необходимы подъемники (их нужно два). Желательно брать двухстоечные с двумя электромоторами, грузоподъемностью до 5 тонн. Много почти новых подъемников из закрывающихся официальных автосервисов сейчас распродается. И за 70 тыс. руб. вполне можно приобрести два приличных подъемника в хорошем состоянии.
Затем необходим шиномонтажный стенд (около 40 тыс. руб.), балансировочный стенд (в районе 50 тыс. руб.) и стенд "сход-развал" (примерно 55 тыс. руб.). Далее листогибочная машина (60 тыс. руб.) и пресс (около 40 тыс. руб.). Еще потребуется промышленный сварочный аппарат (30-35 тыс. руб.). А также пара тележек и множество мелкого инструмента (ключей, отверток и т.д.). В общем, в 400 тыс. руб. для оборудования минимального автосервиса (с доставкой и установкой) уложиться можно. Дальше нет предела совершенствованию. Например, стенд для правки дисков и барабанов - 80 тыс. руб. Или весьма выгодная вещь - окрасочная камера. Но и стоит она 450-500 тыс. руб.
Даже в минимальном варианте автосервис многое может. Помимо банального шиномонтажа доступен также мелкий кузовной ремонт и даже переборка двигателей, по крайней мере у отечественных автомобилей. Необходимы еще квалифицированные механики (двое, один из которых по совместительству будет управляющим) и пара подсобных рабочих. Суммарные расходы на зарплату с учетом увеличившихся выплат в фонд социального страхования - порядка 150 тыс. руб. в месяц.
Итак, первоначальные затраты в минимальном варианте (арендованное помещение) составят 400 тыс. руб. (оборудование) + 50 тыс. руб. (арендная плата за два месяца) + 150 тыс. руб. (зарплата работников за первый месяц) + 50 тыс. руб.
(регистрация предприятия). Итого 650 тыс. руб. В случае покупки или строительства собственного помещения эти расходы возрастают до 1 млн 800 тыс.
руб.
В переменные ежемесячные расходы следует записать зарплату (150 тыс. руб.), коммунальные платежи (20 тыс. руб. - автосервис потребляет много электричества), налоги (30 тыс. руб. - см. ниже) и затраты на расходные материалы и амортизацию оборудования (20 тыс. руб.). Итого - 220 тыс. руб. в месяц.
Средний столичный автосервис "без наворотов" способен приносить в среднем 8-10 тыс. руб. в день. При этом один подъемник будет использоваться для обслуживания мелких клиентов ("переобуть" резину, заменить масло и т.д.), а на втором будет стоять автомобиль со сложным ремонтом. На трассе мелкий клиент появляется в среднем раз в 2 часа, и в день таких бывает 4-5. С каждого по 1 тыс. руб. - получаем 4-5 тыс. руб. в день. Сложный ремонт стоит от 10 тыс. руб. и длится от 2 дней. Это еще 5 тыс. руб. в день. Итого - 240-300 тыс. руб. дохода в месяц, если работать без выходных.
Особо следует сказать о налогах. Предполагается, что будет открыто ИП и бухгалтерию предприниматель будет вести сам. Налог по упрощенной ставке составляет 6% от доходов. Или 18 тыс. руб. при указанных доходах. Повторимся, однако, что автосервис невозможен без стационарного помещения. А значит, "на огонек" к предпринимателю будут периодически заглядывать разного рода проверяющие. Поэтому на отношения с государством во всех его проявлениях следует заложить как минимум 30 тыс. руб. в месяц.
Теперь окупаемость. Чистая прибыль в минимальном варианте оборудования составляет от 20 до 80 тыс. руб. в месяц. Поскольку день на день и месяц на месяц не приходится, то берем средний вариант - 50 тыс. руб. в месяц. Тогда окупаемость проекта при арендованном помещении составляет 13 месяцев - чуть больше года. Но при этом над предпринимателем постоянно висит угроза, что хозяин помещения выбросит его на улицу, а "прикормленный" автосервис возьмет себе. В случае же собственного здания окупаемость проекта составляет 3 года. Именно этот вариант представляется наиболее разумным для старта малого бизнеса, несмотря на высокие первоначальные расходы.
Ещё по теме:
- Бизнес на авто: от А до Я
- Автосервис: бизнес на все времена
- Автосервис приносит 130 тысяч рублей в месяц
- Бизнес-план автосервиса: современный подход
- Есть идея: бизнес на придорожной инфраструктуре
- Открываем автосервис
- Как сделать бизнес на чужих колесах?
- Как открыть шиномонтаж?
- С чего начать автомоечный бизнес?
- Как начать бизнес на тонировании автостекол?
- Как заработать на тюнинге автомобилей
Год назад я открыл свой миниатюрный автосервис. Работает до сих пор, в принципе, нормально все. До желаемых масштабов он, к сожалению, не вырос, но какую-то прибыль все-таки приносит. Недавно я подумал, что стал тратить на его развитие и усовершенствование больше, чем взамен получать дохода. Это была реально проблема и ее нужно было либо как-то решать, либо закрывать все это к чертовой матери. Открытие автосервиса мне далось с большим трудом и я много средств в него вложил, так что всеми способами пытался его реанимировать. Решил, что надо начать с размещения объявлений о предоставлении услуг на разных интернет-площадках, включая авито. Разместил. Через неделю количество клиентов начало заметно увеличиваться, а так как ребята у меня толковые работают, то все пошло, как по маслу. Вот теперь я доволен.
У меня была обратная ошибка. Я на авито стал запускать объявлений до того, как официально открыл сервис. Тоже не очень. Приходилось выкручиваться - то самому смотреть в гараже, то отсылать в автосервисы (хотя один клиент потом вернулся потом уже ко мне все равно). Так что сначала должно быть все готово, потом реклама. Или в рекламе прогрев делать, мол, такого-то числа сможете воспользоваться услугами...