Стартап в реальном времени. «Кнопка жизни» для пожилых людей
Основатели проекта, попавшего в полуфинал конкурса Forbes, — о том, как помочь пожилым людям в трудную минуту и заработать на этом.
фото Романа Шеломенцева для Forbes
В своем первом посте Дмитрий Юрченко и Ирина Линник рассказывают, почему среди множества бизнес-идей они выбрали «Кнопку жизни» и какую роль сыграл в этом Леонард Блаватник.
Источник:
Дмитрий Юрченко, генеральный директор проекта «Кнопка жизни»:
Мы с Ириной — выпускники программы full-time MBA «Сколково». Время учебы в «Сколково» надо использовать для того, чтобы понять, кто ты такой и чем тебе заниматься дальше. Про себя я понял: я — предприниматель по психотипу. А значит, надо не откладывать свой бизнес на потом, а начинать — чем раньше, тем лучше. Решила дело лекция Леонарда Блаватника, которого пригласили выступить у нас на программе. Он тогда сказал: «Многие из вас думают, что после окончания вы вернетесь в корпорацию, заработаете много денег, получите знания и связи, а потом будете строить свой бизнес. Поверьте, это большое заблуждение. Со временем уровень энергии будет ниже, здоровый авантюризм пропадет, у вас будет что терять. Рискуйте сейчас, а если не получится, вернетесь в «наемники». Я решился и начал искать бизнес-идею.
О мобильной медицине я впервые услышал, когда гестспикер из Intel рассказывал про какие-то заумные технологии и мимоходом упомянул мобильный гаджет, снимающий медицинские показания. Они хотели его импортировать, но помешала коррупция. «Хм, коррупция нам не помеха», — подумал я и стал изучать тему глубже. А тут еще приятель подумывал о покупке сети поликлиник — прослеживалась синергия. Были и еще гестспикеры, затрагивавшие эту сферу. Информационное поле вокруг меня буквально насыщалось мобильной медициной.
Вначале я еще посматривал на IT и энергоэффективность, даже вошел в роли ангела в IT-стартап. Но обе темы отпали после недолгих размышлений. В IT низкий барьер входа, но высокая конкуренция: ты должен быть либо гением, либо супервезунчиком. Гением я себя не считаю, а если я везунчик, это поможет в любой индустрии. В энергоэффективности же высокий барьер и долгие деньги. В мобильной медицине конкуренции нет вообще, а барьеры входа не очень высокие.
Мы тогда в рамках МВА два месяца обучались в Штатах, это лидер в мобильной медицине. Я изучал компании из отрасли, встречался с их основателям. В результате мы с одногруппниками вернулись домой с кучей идей. Какую выбрать? Проекты сравнивали исходя из потенциала рынка, барьеров входа, технической сложности и т. д. Победила
Что это? Медицинская сигнализация с тревожной кнопкой вызова помощи. Пожилой человек, имея соответствующий гаджет, может подать сигнал тревоги, нажав на кнопку. А в опасных ситуациях, например при падении, сигнал идет автоматически. Вызов поступает в колл-центр, где дежурят врачи — они пытаются дозвониться клиенту или соседям, консультируют его по телефону или вызывают скорую помощь. Сам гаджет имеет вид телефона с кнопкой SOS или браслета с датчиком падения. Кто потенциальный заказчик? Молодые люди, которые живут отдельно от пожилых родственников и хотят, чтобы они получили помощь в нужную минуту.
24 ноября 2010 года — день рождения «Кнопки». В этот день вышла первая заметка о нашем, тогда еще студенческом, проекте. Отступать было некуда.
Ирина Линник, директор по развитию проекта «Кнопка жизни»:
Ирина Линник, одна из создателей «Кнопки жизни», на презентации проекта
Поступив в «Сколково», я четко понимала, что хочу заниматься собственными проектами. Дело за малым — найти свою идею и свою команду.
Мы сидели с Димой Юрченко на лужайке перед гостиницей «Ренессанс Монарх», где проходило тогда обучение, жевали украденные с завтрака кексы и делились планами. Я наматывала Диме лапшу на уши о золотых горах в электроэнергетике, а он грузил мне мозг темой медицинских гаджетов. В его представлении вся бизнес-модель сводилась к импорту гаджетов в Россию — «а дальше на месте разберемся». Спорили много, друг друга не слушали, каждый ушел с невысоким мнением о собеседнике.
И вот через три месяца Дима продемонстрировал мне список американских компаний, активно работающих в этой индустрии, и, главное, их продуктов — типа баночки для лекарств с сим-картой, напоминающей о приеме пилюли. Мы с трудом себе представляли, как сделать на этом бизнес в России, но уже было понятно — тут что-то есть! С этого момента мы решили работать вместе, сбилась команда из четырех человек. Так мы и вошли в стартап-модуль — последний выпускной проект в «Сколково».
Мы провели множество встреч с предпринимателями, технарями, медицинскими экспертами, и один из них подкинул идею сфокусироваться на мобильных «тревожных кнопках» для пожилых людей. Тема лично мне была очень близка, моя бабушка в последние годы жизни часто падала и, поскольку жила одна, порой часами лежала на полу, не в состоянии позвать на помощь. Есть американская статистика: 30% людей старше 65 лет падают по крайней мере один раз в год, при этом 80% упавших не в состоянии самостоятельно позвать на помощь. Мы решили, что эта тема самая интересная и простая для запуска в России.
За прошедший год мы создали сайт и программное обеспечение нашей услуги, открыли колл-центр, получили первых клиентов. Обо всем этом — в следующем посте.
11 ноября 2011