Инвестор поверит в проект только в хорошей «упаковке»
Я повторю тезис многих своих прошлых постов в E-xecutive, LinkedeIn, Профессионалах.ру: 99% бизнес-проектов, которые кладут на стол инвестору, говорят о преимуществах производства, но никто из них практически не говорит о рентабельности.
Не говорят бизнес-проекты и о том, каковы основания, что проект окупится, каковы сроки, за которые инвестор окупит вложенные средства. Я подчеркну: не сам инвестор окупит, а — команда проекта. А если эти какие-то цифры на эту тему приводятся, то в подтверждение этому дается «железный аргумент»: «по нашему опыту, спрос на эту продукцию будет расти в обозримом времени».
Поскольку цена этому утверждению – 0, то и все требуемые финансовые показатели превращаются в 0. Я считаю, здесь еще стоит помнить, что сами инвесторы по своей ментальности различаются. Кому-то не важен сам продукт, в который он инвестируется, он оценивает только рентабельность, сроки возврата. Кому-то надо, чтобы основой стартапа был экологический продукт. А кому-то нужны только интернет-технологии или мобильные коммуникации.
Поэтому для каждого инвестора продукт нужно по-особенному «упаковывать». Это настоящее искусство, освоить в совершенстве которое могут профессионалы.
Конечно, стартапер может упаковывать проект универсально, «конвейерно», но в отношении рынка это влечет большие проблемы. Еще раз скажу, что сложностей прибавляет то, что маркетинговые исследования до 2009 года можно считать только приложениями для современных исследований рынка. Когда инвестор вкладывается в проект, он должен быть уверен, что через три года (когда инвестор «отобьет» свои деньги, как минимум, в два раза) он сможет выйти из проекта. Он должен быть уверен, что проект будет развивающийся и он сможет за хорошие деньги продать свою долю. Если через три года продажи уже пойдут вниз, то инвестор выйдет с большими потерями.
Естественно, инвестору нужна стратегия развития. У него не должно быть сомнений, что даже если продукт через три года будет «на излете», у команды есть новые разработки, которые будут востребованы на рынке, что бизнес будет развиваться и дальше.
Только в этом случае инвестор выгодно продаст свой пакет и выйдет из проекта, удовлетворенный результатом.
29/02/2012