Семейный подряд
В развитых странах семейные предприятия имеют многолетнюю историю и занимают достойное место среди крупных компаний, а в малом бизнесе составляют подавляющее большинство. Российские условия пока мало способствуют тому, чтобы нарождающиеся предпринимательские династии повторили успех дореволюционных, которые были сильны именно своими традициями.
По мнению многих исследователей, к семейному бизнесу можно отнести не только компании, основанные близкими родственниками, но и те, которые сами себя признают семейными. Они построены на идеологии лояльности и поддержания «родственного» корпоративного духа. Исторически сложилось так, что так называемые вынужденные предприниматели
Об авторе:
Моя бизнес-брокерская «копилка» изобилует сотнями примеров, когда крепкие семьи строили не менее крепкие компании. Справедливо замечено, что первое поколение семейный бизнес создает, второе — развивает, а третье — сохраняет. История современного российского предпринимательства пока укладывается в срок активной жизни одного поколения (15–20 лет), но уже четко обозначились очевидные перекосы, связанные со сменой поколений. На глубинный анализ не претендую, но хотя бы обозначу наболевшие проблемы.
Слабая защищенность права собственности и отсутствие традиций наследования бизнеса. Большинство владельцев малого бизнеса можно отнести к категории «коммерческого пролетариата», не имеющего «осязаемого» актива хотя бы в виде земельного участка и производственного помещения, которые можно передать по наследству. А в Германии договор аренды маленького магазина в торговом центре заключается не менее чем на 25 лет с обязательным указанием порядка наследования! Попробуйте найдите в типовом уставе общества с ограниченной ответственностью хотя бы один абзац, прописывающий порядок передачи бизнеса по наследству.
Да и что там передавать, если самым распространенным видом преемничества является регулярная (не реже одного раза в три года) смена юридического лица!
Институт наемных управляющих для малых и средних компаний пока не сложился. По этой причине семья вынуждена проводить на работе дни и ночи в ущерб здоровью и личной жизни. Одной из причин выхода из бизнеса, особенно для женщин, является необходимость все-таки родить наследника или вплотную заняться воспитанием уже существующего. Подрастающий ребенок видит, с какими ограничениями в личной жизни связано владение семейным бизнесом, и задумывается о выборе более спокойной карьеры.
Никто из предпринимателей системно не занимается подготовкой преемников. Реальный пример из жизни. Отец, уважаемый ученый, на основании собственных разработок создает компанию по добыче и обработке природного камня. Первые годы он берет основную работу на себя, а потом по состоянию здоровья вынужден выполнять только представительские функции, не бросая научной деятельности. Едва окончивший школу сын становится «правой рукой», занимаясь самым тяжелым — поиском заказчиков, постепенно превращаясь в прораба на всех стройках, где ведутся работы с продукцией компании. Парень ощущает острую нехватку бизнес-образования, упадок сил (семь лет без отпуска), мечтает поскорее продать компанию и поехать учиться в Англию. Мать тоже не сидит без дела, а руководит офисным персоналом. Проходит несколько лет, и отец уходит из жизни. К тому времени компания находится на грани банкротства и не представляет интереса для инвесторов. Винить сына в потере бизнеса я бы не стал: просто не осилил тяжелую ношу.
ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС СОЗДАЕТ, ВТОРОЕ — РАЗВИВАЕТ, А ТРЕТЬЕ — СОХРАНЯЕТ. ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ ПОКА УКЛАДЫВАЕТСЯ В СРОК АКТИВНОЙ ЖИЗНИ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ (15–20 ЛЕТ). НО ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМНИЧЕСТВА УЖЕ ВСТАЮТ В ПОЛНЫЙ РОСТ
Распространена практика получения бизнеса «в подарок». Известно, что Билл Гейтс не собирается передавать свою долю в бизнесе по наследству, поскольку убежден, что дети богатых родителей должны приучаться самостоятельно зарабатывать на жизнь. В развитых странах владельцы крупных семейных компаний очень долго присматриваются к кандидатам в преемники, заставляют их проходить через все ступеньки карьеры, постепенно увеличивая наиболее успешным их долю в бизнесе. У нас же владелец крупного агропромышленного холдинга (известная семейная компания) дарит племяннику на двадцатипятилетний юбилей макаронную фабрику стоимостью пять миллионов долларов, а потом ищет покупателя на так и не вышедший на рентабельность актив. «Подарки» в виде салонов красоты для жен и любовниц тоже нередки.
Налицо выраженный поколенческий конфликт. Все же основная беда состоит в том, что новое поколение воспитано в другом обществе и на других ценностях. Если их родители вынуждены были становиться «челноками» или торговцами при отсутствии альтернативы, то с конца 1990-х годов у молодежи появляются новые взгляды на карьеру. Она не хочет владеть сетью палаток или свечным заводиком. Благо появилась возможность получить специализированное образование и реализовать себя в качестве маркетолога, программиста, креативщика, финансиста, логистика, менеджера западной компании. А предлагаемые оклады вполне сравнимы с доходом малого предпринимателя, а порой даже превосходят его. При этом не надо заботиться о качестве продукции, персонале и потребителях, защите от проверяющих и погружаться в прочие привычные хлопоты бизнесмена. Поэтому владелец небольшой сети стоматологических клиник, достигнув пенсионного возраста, вынужден искать преемников на стороне: оба его сына пошли по стопам отца лишь частично — стали стоматологами. Только один делает карьеру в Чехии, а другой, получив степень кандидата наук, работает специалистом в одной из клиник отца — и даже не против остаться в том же качестве при новом владельце или управляющем.
Становится понятно, что созрела необходимость принятия мер, в том числе и на законодательном уровне, по поддержке семейного бизнеса. В части налогообложения малого семейного бизнеса полезно было бы изучить и перенять американский опыт, когда семейная компания (так называемая S-корпорация) освобождается от уплаты налога на прибыль корпораций. Полученный компанией доход считается личным доходом владельцев, которые платят налог как физические лица. Крупные семейные компании уже импортировали практику обслуживания в «семейном офисе»
Надеюсь, что затронутые в этой небольшой заметке проблемы вызовут отклик в бизнес-сообществе, а семейный бизнес постепенно станет соответствовать своему основному предназначению — начнет служить локомотивом для формирования среднего класса, устойчивого развития экономики, примером сохранения и приумножения традиций наших предков.
2 Источники финансирования малых компаний по первым буквам слов: «домашние», «друзья» и «дураки». В английском варианте звучит как «три F»: family, friends, fools.
3 Классический «семейный офис» — это фирма, созданная состоятельной семьей для обслуживания собственных интересов. Сейчас семейный офис не только управляет активами, но и берет на аутсорсинг многие бизнес-процессы (не ограничиваясь богатыми семьями).
Впервые опубликовано в "Бизнес-журнале" №2 за 2012 год.