Женщина и бизнес
В преддверии 8 Марта мы встретились с тремя успешными бизнесвумен, чтобы узнать, как они достигли успеха и что думают о роли женщин в современном бизнесе. Несмотря на то, что все три абсолютно разные – по возрасту, характеру, стилю руководства, – объединяет их безграничная любовь к своей семье и своему делу и умение быть счастливой.
С руководителем компании «Стерх» Ириной Иголкиной мы проговорили почти два часа. В ее уютной и стильной студии успели побеседовать обо всем — о бизнесе и социальной ответственности, о семье и мужчинах, об истории и подарках…
— Ирина Петровна, расскажите, как вы решили заняться бизнесом?
— В бизнес я пришла спонтанно. Если человека что-то не устраивает на работе, если есть неудовлетворенность собой, нужно незамедлительно все бросать и уходить, пусть в никуда. На самом деле мы теряем время, занимаемся саморазрушением и не создаем ничего позитивного.
Так было и со мной, я страдала и мучилась от этого два года, но даже не допускала мысли об уходе. Я ведь очень осторожная (по гороскопу Рыба), к тому же у меня – семья, дочка-школьница. Но в один вечер решилась. Знакомый предприниматель, с которым мы тогда сотрудничали по одному проекту, пристыдив, что зря теряю время, вручил мне диск с документами, необходимыми для открытия своего дела. На тот момент я даже не представляла, с чего начать, как все правильно юридически оформить, как вести учет… У меня инженерное образование и образование социолога. Но учиться, спрашивать и действовать никогда не поздно.
Конечно, спонтанность привела к некоторым недостаткам. Например, с названием. Если бы я открывалась сейчас, компания бы начиналась на «А», чтобы стоять во всех справочниках первыми, в названии было бы больше гласных.
Тогда я много читала о стерхе (белом журавле), о восстановлении популяции редких птиц на Ямале. Это очень красивая птица, грациозная, уникальная, с чувством собственного достоинства. Наша компания такая же.
В начале пути мы оказывали услуги по планированию и проведению комплексных рекламных кампаний, к тому времени я проработала в рекламной сфере семь лет, имела опыт и знания. Считаю, что начинающий предприниматель должен заниматься тем, в чем лучше всего разбирается, и что лучше всего умеет делать. Было сложно. Рекламный рынок в городе к той поре сформировался. Аренда помещения, оборудование рабочих мест... Это первые шаги.
С первой секунды абсолютно во всем меня поддерживал муж, а спустя два года официально оформился в штат компании. Это рискованно — работать вдвоем. Если что-то пойдет не так, семья останется без средств к существованию. С другой стороны, у семейного бизнеса есть плюсы: абсолютное доверие, совпадение взглядов и позиций, дополнение друг друга.
Со временем я начала понимать, что на посреднических услугах мы долго не протянем. Спрос на интеллектуальные услуги на рынке никакой. Нужны свои ресурсы, по возможности производство. Начинаем искать и закупать оборудование: термопресс, станок для тампопечати, пресс для тиснения, плоттер, ламинатор, машину для оперативной печати. Все делали постепенно, по мере накопления средств, полагаясь только на собственные возможности. Приобрели помещение под мастерскую, оборудовали ее. Очень пригодились золотые руки мужа и технический, новаторский склад ума. Он – инструментальщик высокой квалификации, более 12 лет работал на моторном заводе. Кстати, там мы с ним и познакомились.
Сегодня мы работаем по трем основным направлениям: наружная реклама, оперативная полиграфия и сувенирная продукция. Постепенно развиваемся: сделали сайт, раскручиваем его в Интернете.
— Вам нравится заниматься подарками?
— У меня особое отношение к подарку. Подарок — это выражение эмоций, твоих чувств. Ведь где-то в глубине души любого человека, независимо от статуса, прячется маленький человечек, с любопытством и нетерпением ожидающий волшебства от подаренной коробочки. Очень люблю необычные подарки. Часто езжу на выставки, чтобы быть в курсе основных тенденций. Мне нравится самой дарить подарки, делать что-то приятное. Дочке нашего дизайнера к Новому году пришла посылка от Деда Мороза. Кроме конфет там были облепиховые десерты с клубникой (витамиксы), мед с орешками и большая кедровая шишка. Надо видеть удивленные и радостные глаза ребенка, его эмоции. Это дорогого стоит.
К сожалению, дорогие корпоративные подарки не особо пользуются спросом. Во-первых, не сформирована культура дарения. Во-вторых, чаще всего подарочными программами в фирмах занимаются случайные люди. Обычно критерием отбора подарка является низкая цена.
Я, конечно же, сторонница индивидуальных, необычных, интересных подарков, душевности и оригинальности. Повторюсь, мне важны положительные эмоции. К примеру, портфель для коммерсанта «С легким паром!», где есть действительно все для бани и даже газета «Коммерсант». Или Золотая коллекция Сибири в кедровом кейсе…
— Что вам дарили самое запоминающееся?
— На втором курсе одногруппники подарили ручку с золотым пером. Эта ручка долгое время была со мной, приносила удачу и успех. Все потому, что была подарена с душой.
— Женщине в бизнесе сложнее, чем мужчине?
— Думаю, что сложнее. Женщина осторожнее, ответственнее, она к бизнесу относится как к своему ребенку – боится за него, переживает, но это и тормозит.
Хотя многое зависит от характера женщины. Есть такие авантюристки, что называется, на ходу подметки рвут. Но я не такая, я – серьезная и ответственная. Может, поэтому я и продвигаюсь не семимильными шагами, а спокойно, ровно, поступательно. Мой бизнес небольшой, зато основательный.
— Вести свой бизнес способна только сильная женщина?
— Я думаю, она внутренне должна быть сильной. Многое зависит от воспитания. Сейчас молодежь более раскрепощена, ориентирована на рыночные отношения, что есть хорошо. Мы воспитывались совершенно в других условиях. Мама не уставала повторять: «Делом доказывайте, что вы что-то из себя представляете. Ни в коем случае нельзя говорить о себе, пусть о вас скажут люди».
По идее в бизнесе не должно быть никаких ограничений – это борьба, но еще считаю, что здесь должны оставаться такие понятия, как мораль и совесть, нравственность и порядочность. Как учат на тренингах – перед вами нет закрытых дверей. Но не каждый может открыть любую дверь. Я — нехарактерный бизнесмен. Для меня очень важны моральные принципы, через которые я переступить не могу.
Люди, которые однажды остались довольны качеством продукции, обязательно придут ко мне еще. Моя позиция — лучше убедить и показать на деле, чего ты стоишь. Да, наш рынок услуг тесен, и все находят своего потребителя. Я всегда с большим уважением отношусь к тем, у кого что-то получается. Это, несомненно, думающие люди, умеющие работать.
— Возможно ли успешно сочетать карьеру и семью?
— Я считаю, что это неразделимые вещи. Если у женщины в семье непорядок, не понимаю, как она может сосредоточиться на решении бизнес-проблем, решении проблем своих сотрудников. Еще считаю, что если женщина занимается бизнесом, ей нужно периодически освобождать голову от забот. Я, например, три раза в неделю ходила в тренажерный зал. Там создается некий коллектив единомышленников, людей, ведущих здоровый образ жизни. Люблю встречаться с друзьями, мы дружим еще со студенческих времен более 30 лет. Еще я — большая театралка. Обожаю «Горе от ума» Александра Грибоедова и современную «Американскую историю» Анатолия Тосса.
— В чем плюсы женщины в бизнесе?
— Я думаю, что плюсами женщины являются ее душевность, прозорливость. Она чисто интуитивно может показать свое сострадание.
— Ирина Петровна, у вас в роду были предприниматели?
— Во время столыпинских реформ мой дедушка с молодой женой, моей бабушкой, переехал в Сибирь из Белоруссии, земельные наделы там были маленькие, а семьи, как правило, большие. В 1910 году их семья обосновалась в деревне Новая Ивановка Сорокинского района. Все дружно работали, рожали детей, радовались просторам. Построили ветряные мельницы, срубили большой светлый дом. Бабушка пряла, ткала, шила, вышивала, вязала, перерабытывала снедь, при этом всегда пела, дед и скорняжил, и плотничал, и хлеб растил, и скот разводил. Детей растили в строгости и труде.
В 1933 году, когда началось раскулачивание, семью с четырьмя младшими детьми, в том числе с моей мамой, отправили в ссылку на Северный Урал. В ссылке умер самый маленький ребенок. Еды не было совсем: бабушка кормила детей молодыми березовыми почками. И дедушка принял решение бежать — вернулся в свою деревню. Сначала жили в землянке, потом построили избу. А в 1937 году его снова забрали и расстреляли. Бабушка ждала своего мужа, на фронте погибли оба ее сына.
— Предпринимательству можно научиться или это врожденное?
— Я думаю, что предпринимательство – это ответственность перед близкими, перед сотрудниками, перед обществом за то, что и как ты делаешь. В нашей семье было семеро детей, воспитывались трудом и примером родителей, любили читать. Каждый из нас нашел свое место в жизни.
Свою дочь мы тоже не балуем. Она на каждом этапе, даже будучи ребенком, была с нами в бизнесе. Мы бы очень хотели, чтобы она была самостоятельной, могла сориентироваться в любой ситуации и вырулить из нее. Сейчас она учится в магистратуре университета Джорджа Вашингтона (США). Она – самостоятельный, взрослый человек, для нее важны такие ценности, как добро, сострадание, уважение, совесть. Она сама примет решение, как ей реализовать свой потенциал. Я горжусь этим.
— Как вы относитесь к планированию жизни, успеха?
— Конечно, есть мысли и новые идеи по поводу развития бизнеса, но не загадываю.. Как мать, всеми силами стараюсь помочь ребенку построить карьеру. У нее тернистый путь. Когда она найдет себя, мне будет морально легко, появится чувство удовлетворенности. Мой отец – фронтовик, участник Сталинградской битвы, как дочь, я должна создать ему все условия для достойной жизни.
— Как вы думаете, кем бы вы стали, если бы не ушли в бизнес?
— После получения социологического образования я работала в краеведческом музее сначала младшим научным сотрудником, потом заведующей. Как мне там нравилось! Я считаю, что уважение к истории, к людям, которые рядом с тобой, воспитывается с детства. Человек вообще рождается не просто так, у него есть определенная миссия.
— А ваша миссия какова?
— Работать и жить на позитиве. От этого появляются силы, воздух для дыхания, новые идеи и возможности.
12/03/2012