Качества успешного предпринимателя — вдохновение
Марк Састер
Предприниматель, венчурный инвестор, член совета директоров нескольких финансовых организаций, бывший вице-президент Salesforce. com, основатель Koral и BuildOnline. Свыше десяти лет проработал в Accenture в Европе, Японии и США. Возглавляет союз венчурных финансистов Южной Калифорнии.
В своей очередной статье, пятой по счету, Марк Састер рассказывает о таком качестве успешного предпринимателя, как вдохновение, а также поднимает темы прошлых выпусков, в которых говорилось об упорстве, практической хватке, способности менять курс и устойчивости.
Многие спрашивали меня о разнице между упорством и устойчивостью. В моем понимании упорство — это способность человека продолжать двигаться вперед, несмотря на встречающиеся на пути трудности. Это такое жизненно важное для предпринимателя качество, обладая которым, человек никогда не опустит руки, услышав очередное «НЕТ» от потенциального инвестора. А устойчивость — это умение «держать удар», умение принимать неизбежные неудачи, продолжая сражение. Каждый, кто может по-настоящему называться предпринимателем, скажет вам, что в самом начале успех, по сути, сводится к чистому выживанию. Хотя очень многое еще зависит и от удачи, и от правильно выбранного момента. Упорство не является единственным необходимым для успеха качеством. Я могу с уверенностью сказать, что никакого успеха не будет у человека, упорного вплоть до упрямства, но лишенного практической хватки, которая позволит ему заметить малейшие изменения рыночных условий и вовремя «сменить курс». На мой взгляд, именно поэтому в PalmPilot прозевали момент, когда наметилась тенденция в сторону развития E-mail, в то время как RIM (BlackBerry) эту тенденцию отследили. Но, в свою очередь, Blackberry прозевал развитие Интернета и после стольких лет все еще обладает посредственным браузером.
Так что одного упорства с устойчивостью недостаточно. Все качества предпринимателя должны работать вместе, дополняя друг друга.
После того как я опубликовал статью про устойчивость, Тоби Мердок поделился со мной одной историей, суть которой можно свести к следующему. Один очень успешный бизнес-ангел провел первоначальное финансирование для стартапа Тоби, но вкладываться в третий транш не спешил. Все те небольшие сбережения, что были у Тоби, он направил на продолжение развития своего проекта, но они начали подходить к концу. Крайне сложно было привлечь к делу новых партнеров и получить от них дополнительные средства, поскольку стартап уже имел одного инвестора, хотя тот и собирался выйти из бизнеса. Воображение Тоби начало рисовать пессимистичные картины, в которых он вместе со своей семьей оказываются неспособными оплатить ипотечный долг, и вынуждены съехать.
Все это заставило Тоби напомнить себе, что погружение в уныние никогда не приносит хороших результатов и что на самом деле любой удар по голове обеспечивает мотивацию уклониться от него. И вместо того, чтобы окончательно «сесть в лужу», он сделал совершенно противоположный шаг: включил «полный ход» на этого инвестора, насев на него с рассказами о текущем прогрессе и перспективах направления, куда компания будет двигаться. В ответ на это инвестор заявил, что его фонд все-таки поможет получить следующий раунд финансирования. Далее последовал новый большой раунд, новые инвесторы, желающие войти в дело. И в итоге все завершилось успешной продажей компании. Я готов утверждать, что проявленные Тоби лидерские качества помогли бизнес-ангелу понять, что тот по-настоящему достоин поддержки. Эта история еще раз наглядно показывает, что успешный предприниматель не должен отчаиваться ни при каких условиях. Любые неудачи, встречающиеся на пути построения своего бизнеса, следует воспринимать как естественную часть процесса. Ключевым моментом здесь будет то, как человек на эти неудачи реагирует. Также хочется упомянуть о высказываниях некоторых людей после прочтения моей статьи про умение менять курс о том, что подобное поведение может быть деструктивным для сотрудников компании. Это же касается и постоянной смены состава компании, естественной «текучки» на ранней стадии бизнеса. Это правда. Но здесь вступает в игру следующее качество успешного предпринимателя.
Вдохновение / Лидерство
Вы как предприниматель постоянно ощущаете нехватку ресурсов, особенно если вы — начинающий предприниматель. Вы хотите набрать опытную команду разработчиков, но еще не получили достаточного инвестирования для этого. Вы хотите взять к себе ключевого специалиста из Google, но тот получает очень хорошую зарплату, которой вам нечего противопоставить. Вы хотите найти кого-нибудь, кто бы представил вас Рону Конвэю (американский предприниматель и бизнес-ангел из Силиконовой долины — примечание редакции), чтобы сотрудничество с такой крупной персоной повысило репутацию вашей компании на рынке, а также — чтобы получить неплохое финансирование от него. Для большинства предпринимателей все это является почти невозможным. И одним лишь упорством здесь не возьмешь. В действительности, безыскусное упорство часто раздражает, но стоит добавить к нему немного вдохновения и обаяния, как все сразу меняется.
Стартаперы часто показывают мне на своих презентациях слайды с именами людей, которые собираются влиться в их команду, как только компания получит достаточное инвестирование. Обычно в таких ситуациях я в шутку задаю вопрос, который вгоняет людей в замешательство: «Может быть, вы не предприниматель?» Я говорю им, что почти каждый успешный предприниматель, кого мне довелось видеть, обладает каким-то «необыкновенным» качеством, которое отмечают окружающие его люди. Понятно, что те люди, которых мне показывают на слайдах и которых хотят видеть в своей команде пришедшие ко мне стартаперы, сейчас занимают хорошие места и получают хорошие деньги в компаниях с мировым именем. Понятно, что они не собираются рисковать, присоединяясь к только-только запустившемуся проекту. Но ведь если человек видит перед собой настоящего предпринимателя, у него невольно пробежит мысль: «Мне надо пойти за ним. По-моему, дело будет иметь огромный успех, и я не хочу упускать такую возможность». А если такой мысли нет, и человек согласится прийти к вам только при наличии у вас денег, то, может быть, вы все-таки не настоящий предприниматель? Потому что на каждый слайд с именем человека, который присоединится к вам после привлечения инвестиций, у меня найдется пример компании, которая собрала команду, имея на счету в банке не больше средств, чем у вас. Настоящего результата достигают лишь люди, страстно увлеченные своим делом, уверенные в своем будущем успехе и активно стремящиеся его достигнуть. Конечно, у них тоже бывают сомнения, но только когда они находятся наедине с собой, например, дома перед зеркалом, но никогда — в офисе, перед сотрудниками или на переговорах.
Когда я смотрю презентации, то очень часто задаю себе вопрос: «А сумеет ли этот человек вдохновить других?». Вдохновение очень важно даже не потому, что оно необходимо для набора команды и лидерства в ней, а потому что только при наличии у вас вдохновения клиенты будут продолжать работать с вашей компанией, хотя с позиции здравого смысла им не стоило бы этого делать. Именно ваше вдохновение заставит клиентов сотрудничать с вами, даже если на вашем счету осталось денег лишь на 6 месяцев работы, а продукт еще не готов к реализации. Даже при таком раскладе у клиентов может сохраняться уверенность, что вы прорветесь, даже если они сами этого не осознают. В конечном счете, вдохновение имеет огромное значение не только в бизнесе, но и в обычной жизни.