Лучший бизнес строится на честном слове
Российские бизнесмены по-прежнему верят в силу «бумажек». Они стремятся к тому, чтобы все до единого процессы, услуги, пункты взаимодействия были прописаны. Алан Гринспен в своей книге «Эпоха перемен» был удивлен – насколько подробно в России составляются контракты. В то время как на Западе очень многие договариваются устно, и эти устные договоренности неукоснительно исполняются. У западных бизнесменов попросту нет времени, чтобы прописывать все условия сделок.
В рекрутинговом бизнесе, например, совершенно нет места бархатной конкуренции. Она предельно жесткая. Никто ни с кем особо не делится (по крайней мере, бесплатно), никто никому не уступает. Если мы нашли кандидата, а клиент говорит, что узнал о нем из другого источника, то мы все равно требуем, чтобы клиент заплатил нам. И клиент платит!
Спросите – а если не будет платить? Будете принуждать? И каким образом? Я отвечу – не будем. Рекрутинг не должен содержать в себе никаких сторонних элементов, только классические бизнес-отношения. Да, они сложнее – так как ты строишь отношения не только со кандидатами, но и с клиентами, и с коллегами (или конкурентами). Что происходит с не заплатившим клиентом? Да, безусловно, он попадает в силовое поле. Но в основе силы этого поля не какое-то там устрашающее воздействие неких силовых служб, и не потенциал выиграть судебное дело (по большому счету, оснований обратиться в суд у рекрутера не бывает). В основе – риск потерять авторитет и репутацию. Как только все узнают, что ты не заплатил рекрутеру, то ущерб твоему бизнесу будет нанесен более чем значительный. Как только о том, что ты не заплатил рекрутеру, узнают твои друзья – ты потеряешь уважение в их глазах. Это наказание серьезнее, чем любой судебный иск.
В настоящем бизнесе отношения строятся на доверии! Какие были подписаны бумаги – второй вопрос, который вполне допустимо рассмотреть уже постфактум, после того, как сделка будет завершена. Разумеется, если это не противоречит тем или иным фискальным нормам, например. Это уже другой случай. Есть виды бизнеса, в которых чистота «подписей и чисел» должна соблюдаться с точки зрения регулирующего законодательства неукоснительно. Но это не значит, что данный образец должен быть эталонным для всех бизнесов.
Если рассуждать чисто на прагматичном уровне – честным быть выгоднее. Если ты будешь обманывать партнеров, то тебе придется все время искать новых. Это невыгодно экономически. Не говоря о том, что твоя репутация пострадает, и с тобой никто не захочет работать, кроме таких же жуликов, которые так же рано или поздно «кинут» тебя.
13/04/2012