«Полезные» расходы: уменьшаем налог на прибыль
Владельцы бизнеса всегда стараются минимизировать расходы. Однако правильно задокументированные и учтенные расходы становятся нашими «друзьями», когда наступает время высчитывать налогооблагаемую базу. Какие же расходы может учесть владелец интернет-магазина, чтобы в полном соответствии с законом уменьшить свои выплаты по налогу на прибыль?
Что надо знать об учете расходов?
Налог на прибыль – «главный» налог, для тех, кто работает по общей системе налогообложения (ОСН). Его ставка не одинакова для разных категорий налогоплательщиков, но для интернет-магазинов, как правило, не бывает меньше 13,5%. Полный перечень ставок по этому налогу можно найти в статье 284 Налогового кодекса РФ.
Налогооблагаемую базу для него определяют, вычитая из суммы доходов все задокументированные и обоснованные расходы. Не забывайте об ограничении: единовременно сумму налога можно уменьшить не более чем на 50%.
Все расходы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль, делятся на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные (п.2 ст.252 Налогового Кодекса).
В соответствии со статьей 252 НК РФ, расходами признаются документально подтвержденные и экономически обоснованные затраты. Перечень таких расходов, указанных в Налоговом Кодексе, остается открытым. Знаменитое Постановление Высшего Арбитражного Суда № 53 о необоснованной налоговой выгоде положило начало арбитражной практике по «зачету» разного вида расходов. В постановлении говорится, что налоговая выгода не может быть обоснованной, если не связана с реальной предпринимательской деятельностью. Этот тезис оборачивается тщательными проверками ваших расходов, к которым надо готовиться заранее.
Для интернет-магазинов очень важно правильно учесть и обосновать расходы по созданию и продвижению сайта.
К примеру, вы воспользовались услугами «дорогого» программиста, и сайт влетел вам в копеечку. Налоговая инспекция проверит, не могли ли вы обойтись более простым сайтом. Заказали продвижение у именитой СЕО-компании? Инспектор проверит, не завышаете ли вы расходы специально. Будьте готовы ответить на эти вопросы и обосновать свои решения.
Бухгалтеры-практики советуют заранее собрать как можно больше унифицированных документов, подписанных вами и вашими контрагентами, а к ним приложить внутренние экономические расчеты. Так вы, возможно, избежите претензий налоговых инспекторов уже на стадии сдачи отчетности.
Помните: вы должны обосновать связь ваших расходов с деятельностью, направленной на получение дохода. Например, затраты на почтовую доставку товара клиентам непосредственно связаны с получением дохода. А вот арендная плата за квартиру для командированных сотрудников – только за периоды, когда ваши сотрудники там жили.
Тем не менее, связь многих затрат с получением дохода можно и даже несложно доказать. Направили сотрудника в командировку, подали заявку в кадровое агентство, сняли квартиру для сотрудника, прописав условие о служебном жилье в трудовом договоре, - списывайте такие расходы.
Расходы в иностранной валюте следует пересчитывать в российские рубли по курсу Нацбанка России на дату признания расхода. При этом может возникнуть так называемая курсовая разница, когда курс валюты на дату самого расхода и на дату его признания неодинаков. Если курсовая разница положительна – ее придется включить во внереализационные доходы. Отрицательную разницу можно включить во внереализационные расходы.
С первых шагов: расходы на открытие
Когда интернет-магазин только открывается, дохода у него еще нет. Тем не менее, расходы на открытие вы уже можете учесть на будущее и в ближайшем отчетном периоде вычесть из прибыли.
В первую очередь, это расходы на регистрацию организационно-правовой формы (ООО или ИП). Сюда входят уплата госпошлины, расходы на нотариуса, подготовку документации, транспортные расходы, арендные платежи.
Также к расходам на открытие можно отнести затраты на обучение персонала, но только при условии, что магазин обучает сотрудников, с которыми уже заключены трудовые договоры. Если вы отправили сотрудников на тренинг, то наличие лицензии у образовательной организации — обязательное условие для учета такого вида расходов согласно пункту 3 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Сами вы можете обучить сотрудников только охране и безопасности труда, такие расходы налоговая инспекция зачтет. Если образовательная деятельность – не ваша сфера, то лучше отправлять сотрудников к профессионалам.
Расходы на реализацию
Расходы на реализацию перечислены в статье 264 Налогового кодекса. Однако их список не закрыт: хитрый 49-ый пункт этой статьи говорит нам, что могут быть учтены "другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией". В эту лазейку можно "протолкнуть" многие правильно обоснованные расходы. Например, недавно Минфин России разрешил учитывать затраты на такси для командированного сотрудника. Налоговые инспекторы могут добавить: да, но только, если компании удастся доказать, что никаким другим транспортом сотрудник не мог добраться до места к требуемому сроку.
Интернет-магазин может перепродавать закупленные оптом товары – тогда к реализационным будут относиться расходы, связанные с приобретением и дальнейшей реализацией товара. В этой категории расходов вы также можете учесть (в соответствии со ст. 264 НК РФ):
- суммы налогов и сборов (за исключением НДФЛ и возмещаемого НДС);
- расходы на сертификацию;
- арендные платежи;
- расходы на рекламу и продвижение сайта;
- взносы на обязательное социальное страхование;
- расходы по договорам подряда, заключенным с ИП, не входящими в штат фирмы (т.е. расходы на аутсорсеров, если они зарегистрированы как ИП);
- расходы на почтовые услуги и услуги связи (включая Интернет);
- затраты на публикацию бухгалтерской отчетности.
Интересно, например, что расходы на публикацию вакансий компания также может учесть, как и расходы на передачу налоговой отчетности через Интернет.
Разработайте бизнес-план и постоянно вносите в него рекламные и консалтинговые расходы. Это простая схема по уменьшению налога на прибыль. Кстати, здесь же можно учесть ваши расходы на исследование новых рынков. Бизнес-план послужит достаточным обоснованием этих затрат для налоговой инспекции.
Однако будьте осторожны: некоторые рекламные расходы нормируются: не более 1% от выручки. Также нормируются расходы на приобретение (изготовление) призов, в случае, если ваш магазин проводит рекламную акцию с подарками или лотереей.
Внереализационные расходы
Если вы проштрафились перед контрагентом и заплатили ему пеню - это уже внереализационный расход.
К внереализационным расходам относятся проценты по кредитам, банковские гарантии, судебные издержки, штрафы и пени за нарушение договоров с контрагентами. Перечень таких расходов тоже открыт: все ситуации, которые случаются в жизни компании, предусмотреть невозможно.
Отдельно стоит вопрос – как учитывать скидки покупателю? Такие расходы могут учитываться сразу, а могут - задним числом. Согласно письму Минфина России от 23.06.10 № 03-07-11/267, скидки разрешено учитывать во внереализационных расходах как убыток прошлых налоговых периодов. А в 2012 году ведомство отметило, что затраты продавца по выплате премии (скидки) покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора учитываются в полном объеме во внереализационных расходах - при условии их экономической обоснованности. То есть скидку новому клиенту реально «отстоять» в качестве обоснованного расхода. Но при этом желательно иметь на руках заключенный с клиентом договор, где упоминается такая скидка.
Расходы на оплату труда
Отдельным пунктом, всегда вызывающим вопросы у бухгалтеров и руководителей, идут расходы на оплату труда. Что важно знать об их учете?
Выплаты, которые можно и нужно учитывать, приведены в статье 255 Налогового Кодекса. Заработная плата, отпускные и компенсации за неиспользованный отпуск, - вот основные статьи расходов на оплату труда. В то же время, подпункт 25 статьи 255 НК РФ позволяет учесть любые расходы, прописанные в трудовом или коллективном договоре. Сюда входят расходы на медицинскую страховку (при условии, что договор страховки заключен не меньше чем на год), расходы на спортзал, бесплатное питание для работников и все прочие составляющие соцпакета. Вы можете вписать сюда все, что соответствует законодательству об охране труда.
А вот выплаты, перечисленные в статье 270, учитывать нельзя. Это премии, выданные за счет нераспределенной прибыли, материальная помощь, отпускные сверх предусмотренных в законодательстве. Перечень расходов, которые нельзя учесть при расчете налога на прибыль, также открыт.
Если вы работаете по УСН: особенности учета расходов
При работе по упрощенной системе налогообложения (УСН) по объекту «Доходы» свои расходы вам учитывать практически не придется. Ставка единого налога составит 6%, и высчитываться будет на основе всей суммы полученных доходов (в соответствии со ст.346.15 НК РФ). При этом из суммы авансовых платежей по налогу можно вычесть страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
При выборе УСН по объекту «Доходы-Расходы» применяется налоговая ставка 15%. Налоговая база, как и в ОСН, определяется как разница между доходами и расходами. А вот перечень расходов – обратите внимание – является закрытым. Он приведен в п.1 ст.346.16 НК РФ.
Еще одно важное отличие от учета в ОСН – кассовый метод признания доходов и, соответственно, расходов. Почти все ваши затраты будут учтены как расходы только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). К примеру, расходы на оплату труда вы сможете учесть не сразу после начисления зарплаты, а только после выдачи денег из кассы или перечисления на банковский счет сотрудника. В то же время, расходы на приобретение товара для дальнейшей реализации учитываются по частям, по мере реализации товаров. Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в размере фактически уплаченных налогов и сборов, а задолженность перед бюджетом учитывается в тот налоговый период, когда она была погашена.
Обратите особое внимание: при УСН нельзя включить в состав расходов оплату за еще не реализованные товары, предназначенные для перепродажи. Невозможно включить в расходы авансы, выданные подрядчикам, если работы еще не выполнены. Нельзя учесть расходы на маркетинговые услуги, затраты на рекламные объявления о вакансиях, штрафы за нарушение условий договора с контрагентом и многое другое, – любые расходы, не упомянутые в ст. 346.17 НК РФ.
10/08/2012