Опрос показал: Половина российских компаний вводит кризисное управление
Опрос был проведен в период с 6 по 15 октября. В опросе приняли участие 107 топ-менеджеров и собственников российских компаний.
Основной темой сентября, активно обсуждаемой деловым сообществом, безусловно, стал кризис на мировом финансовом рынке, который вылился в резкое падение российского фондового рынка в прошлом месяце. Эхо финансовых проблем докатилось и до непубличных компаний в виде ужесточения условий кредитования, падения спроса на продукцию и т. д. Иначе говоря, финансовый кризис по цепочке спровоцировал ухудшение значительного числа экономических показателей. При этом осложнение макроэкономической ситуации уже отразилось и на простых потребителях, чьи опасения насчет устойчивости отечественной финансовой системы подогреваются сокращениями штатов и спадом объема производства. Теперь вопрос заключается в продолжительности и глубине падения российской экономики.
Кризис в финансовом секторе неизбежно вылился в ухудшение многих экономических показателей. Однако можно ли говорить об экономическом кризисе? По мнению большинства опрошенных в ходе нашего исследования бизнесменов, финансовый кризис оказывает негативное воздействие на состояние российской экономики в целом, причем 48% уверены, что речь идет о действительно кризисной ситуации, а 45% — о простом ухудшении положения. Тех, кто в принципе не особо серьезно относится к влиянию мирового финансового кризиса на экономическое положение страны, оказалось менее 10%.
В сложившихся условиях государственная финансовая поддержка реального сектора экономики считается весьма актуальной — за применение подобных мер ратуют 77% опрошенных. При этом против государственных вливаний выступает каждый пятый респондент — возможно, в данном случае речь идет об опасении усиления государственного контроля над бизнесом на фоне кризиса.
Тем не менее существующие мировые проблемы, спровоцировавшие ухудшение ситуации на национальном уровне, требуют принятия решений государственного масштаба. Действия, которые в настоящее время предпринимают российские власти для борьбы с кризисом, 59% опрошенных склонны считать правильными, но недостаточно эффективными. Еще 19% назвали их правильными и эффективными, а 22% — неправильными.
Что касается влияния мирового кризиса на текущую деятельность компаний, здесь мнения предпринимателей разделились примерно поровну: 52% из них пока не замечают влияния кризиса, еще 44% отметили его негативное влияние. При этом кризис на финансовом рынке оказал положительное влияние на деятельность лишь 4% компаний, представители которых участвовали в опросе.
При этом особый план действий в связи с кризисными событиями был принят только в 12% компаний, а разработка такого плана ведется в настоящее время в 43%. Однако в трети компаний, представители которых приняли участие в опросе, такого плана нет и, весьма вероятно, не будет. Среди тех, кто решился на проведение специальных антикризисных мероприятий, наиболее распространенной мерой является сокращение непроизводственных издержек (41%). Что касается других способов удержания бизнеса на плаву, то имеют место меры, направленные как на сокращение деловой активности, так и на ее усиление. В частности, примерно в равной степени респонденты отмечали отказ от выхода на новые рынки (23%) и увеличение активности с целью захвата новых рынков (20%); сокращение темпов развития (20%) и увеличение активности с целью увеличения доли рынка (27%).
Важно отметить, что каждая пятая компания, принявшая специальный план действий, реагирует на финансовый кризис посредством количественной гибкости, то есть сокращения штата сотрудников. Наименее распространенными способами экономии выступили сокращение производства (7%) и снижение заработной платы (4%).
Однако, несмотря на принятие специального плана действий или его отсутствие, можно ожидать значительного снижения уровня деловой активности в отечественной экономике. Так, о сокращении финансирования инвестиционных программ компаний в ближайшие полгода-год заявили 48% респондентов, тогда как о сохранении соответствующих планов неизменными — лишь 33%. При этом рост объема финансирования планируется лишь в 4% компаний, представители которых приняли участие в исследовании.
Читайте также: