В России проще исчезнуть, чем стать банкротом
Госдума в первом чтении приняла поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)». Поправки внесены с тем, чтобы уточнить порядок реализации заложенного имущества.
Как уточнил автор законопроекта, глава комитета по собственности Виктор Плескачевский, законопроект относится к пакету антикризисных мер и направлен на упрощение процедуры обращения взыскания и реализации заложенного имущества. Поправки предусматривают возможность заключения соглашения о внесудебной реализации предмета залога в любое время, а не после неисполнения должником обеспеченного залогом обязательства. Кредитор также получает право продать заложенное имущество третьему лицу или оставить за собой, а также осуществлять реализацию ценных бумаг, обращающихся на рынке.
Между тем в России количество компаний, объявляющих себя банкротами, не так уж велико. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за десять месяцев — с января по октябрь 2008 года — количество действующих юридических лиц увеличилось на 9,1% и на 1 ноября составило 3996,5 тыс. против 3634 тыс. на 1 января. В тот же срок – с января по октябрь нынешнего года — 303,5 тысяч юридических лиц прекратили свою деятельность. Из них 43,2 тыс. (14,2%) юридических лиц прекратили деятельность в связи с ликвидацией и только 11 тыс. в порядке банкротства. То есть обанкротилось 0,3% от прекративших свою деятельность.
В интервью партнер адвокатского бюро «Юс Ау Реум» Александр Железников заявил: «По сравнению с США это очень мало. У нас количество компаний, прошедших процедуру банкротства, как мне кажется, в три раза меньше, чем в США». Объясняет он это тем, что наше корпоративное законодательство уступает американскому. «Наше корпоративное законодательство не очень хорошо развито, процедура банкротства сложна. Время, которое она занимает (от начала процедуры), составляет не менее полугода. Однако, со временем, я думаю, станет лучше», — полагает он.
С ним согласен Самвел Караханян, президент коллегии «Барщевский и партнеры»: «Из-за сложности и затратности процедуры банкротства в России сложилась такая практика, что зачастую проще просто бросить компанию».
«В таких случаях, когда компания, которая должна кому-то деньги просто исчезает, уже начинает действовать уголовное право», — уточняет Железников.
Международные эксперты отмечают увеличение числа неплатежеспособных компаний по всему миру. Глобальный индекс неплатежеспособности, по последний оценкам экспертов Euler Hermes, в этом году продемонстрирует рост на 25,1%, в следующем — на 25,4%. США наиболее подвержены влиянию кризиса. В прошлом году показатель корпоративных банкротств подскочил на 44%. В этом году ожидаемый рост составляет 45%, а в 2009 –50%, что означает 62 000 разорившихся компаний.
В Западной Европе ситуация заметно ухудшается, в этом году число неплатежеспособных компаний увеличится на 13,5% (до 169 тыс.), в будущем — на 16,7% (до 197 тыс.). Некоторые страны Восточной Европы тоже ожидают серьезные изменения. В Венгрии число банкротств в 2009 году вырастет на 20%, примерно до 14 тыс., в Чешской Республике — на 15% (до 1500).
В Японии ситуация немного лучше: рост числа обанкротившихся компаний составит в нынешнем году 12%, в следующем — 7,9%.
Читайте также: