MBA за минуту: «Бизнес-план должен писать кто-то один: либо муж, либо жена»
Сырые прожекты, которыми любят фонтанировать начинающие коммерсанты, не так уж просто облечь в строгую финансовую форму. Консультант поможет привести этот хаос в порядок. И все же полагаться на него не стоит: с легкой руки консультанта гениальный план легко может превратиться в выхолощенное заурядное предприятие.
«Написание бизнес-плана – ВАША работа», – уверены Сахар и Бобби Хашеми, основатели британской сети кофеен Coffee Republic, авторы бестселлера «Каждый может это сделать». Основатели кофейной сети при этом рекомендуют не пренебрегать советами опытных финансистов (если они доступны), но дух и букву проекта оградить от постороннего вмешательства: «Кто-то, кто лично не связан с идеей, не сможет написать безупречный бизнес-план. Нужно, чтобы этот документ передавал вдохновение и энергию предпринимателя».
Насколько это получилось у самих Хашеми, можно понять по их собственному бизнес-плану, целиком приведенному в книге. Майк Маккивер, автор книги «How To Write A Business Plan», выдержавшей множество переизданий, сравнивает написание бизнес-плана с путешествием по собственным мечтам и потаенным мыслям, которые предстоит трезво оценить и емко выразить.
Маккивер заявляет, что адресует свои советы в первую очередь индивидууму, а не коллективу или команде. Даже если проект запускает супружеская чета, за бизнес-план лучше браться кому-то одному – либо мужу, либо жене. Словом, процесс составления бизнес-плана – глубоко интимная штука. И если вы хотите отразить в проекте всю вашу изобретательность и решимость к смелым действиям, пишите его в одиночку.
01/10/2012