Какой бухгалтер нужен малому бизнесу?
В отличие от западных коллег, российские предприниматели общаются с налоговой и другими контролирующими органами гораздо чаще, чем один раз в год. Да и отчетности приходится сдавать больше. Поэтому сайты по трудоустройству полны вакансий и резюме с профессией бухгалтер.
Можно говорить о появлении так называемого «бухгалтерского налога» на предпринимателя - ведь бухгалтер, в отличие от производственного персонала, не создает дополнительной ценности бизнесу – его наличие в штате увеличивает затраты предпринимателя, причем существенно. Многие руководители считают только расходы на оплату труда, но давайте добавим сюда еще и налоги и отчисления в фонды, аренду рабочего места, мебель, компьютер и оргтехнику, расходы на покупку и обслуживание программ (бухгалтерской, справочно-правовой), связь, интернет, канцтовары… продолжите сами.
Скорее всего, эти деньги можно потратить с большей пользой – на рекламу нового продукта, новый станок или ценного продавца, но российский бизнес упорно держится за «своего» бухгалтера.
Однако и при наличии штатного бухгалтера, у руководителя есть риск оказаться в заложниках у своего бухгалтера – предприниматель слепо доверяет ему «бухгалтерские» вопросы, а потом в результате какого-нибудь форс-мажора (увольнение, конфликт, декрет) оказывается брошенным один на один с налоговой. А согласно новому закону «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2013 года, ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета лежит на руководителе организации.
Ряд предпринимателей выбирают не штатного бухгалтера, а специализированную компанию или внешнего бухгалтера, что больше похоже на подход западных коллег.
Причины обращения к аутсорсерам:
• У предпринимателя нет знаний сфере бухгалтерии, нет желания разбираться в ней; Цитата (Александр, владелец посреднической фирмы): «У предпринимателя слишком много забот, чтоб заниматься бухгалтерией, а денег на штатного бухгалтера пока нет. Лучше заниматься своей деятельностью, время дороже».
• Владельцу бизнеса не хочется платить з/п и налоги, аутсорсер выходит дешевле. Цитата (Руслан, владелец полиграфической фирмы): «Бухгалтер из агентства никогда не болеет, а если и болеет, то есть замена; не жалуется на свою жизнь и не требует постоянной прибавки или каких-то улучшений».
• Небольшой офис или вовсе работа в режиме хоум-офис и нет возможности выкроить и содержать рабочее место.
• Бухгалтер нужен только периодами, нет такого объема задач, чтобы загрузить его на целый день. Цитата (Руслан, владелец полиграфической фирмы): «Не хочется платить деньги человеку за то, что он полдня будет пить чай, сидеть в «Одноклассниках». А загруженности на целый день у нас нет».
Выглядит привлекательно? Есть проблемы и у клиентов аутсорсинговых компаний.
Причины отказа от услуг аутсорсинга
По словам самих аутсорсеров отказы от их услуг происходят не так часто. По их оценкам, % продлений составляет порядка 70-85%. Хотя, есть основания полагать, что в реальности он несколько меньше.
Наиболее распространенными причинами отказа от услуг аутсорсеров являются:
• Укрупнение масштаба бизнеса и открытие собственной штатной бухгалтерии
• Ликвидация бизнеса
• Ошибки аутсорсинговых компаний и частных аутсорсеров.
• Неудобства работы с аутсорсерами. Невозможность получить быстрый ответ на свои вопросы, необходимость ездить и отвозить документы. Цитата из интервью (Александр, владелец посреднической фирмы): «Надо чтобы бухгалтер был всегда рядом. Потому что возникает часто такая ситуация, что нужно оперативно решать какие-то вопросы, положиться на них. А еще нужно к ним ездить, чтобы привезти документы».
• Выполнение работы не в срок. В случае с неофициальными – их необязательность, привычка уходить в отпуск без предупреждения или исчезать куда-то по личным делам.
• Высокая стоимость услуг.
• Отсутствие индивидуального «человечного» подхода. Цитата (Руслан, владелец полиграфической фирмы) « У агентств - формальный подход, нежелание вникать в ситуацию клиента. Например, если ты опоздал с первичными документами, то не стараются даже что-то сделать, чтоб уберечь тебя от штрафа! Или если какой-то документ нужен, то сначала нужно заполнить заявку, а потом через 1-2 дня ты его получишь».
1. Аутсорсинговые бухгалтерские компании
Емкость сегмента и целевая доля: В России насчитывается около 8 тыс. компаний, занимающихся бухгалтерским аутсорсингом. В среднем каждая компания ведет около 40 клиентов. Всего компаний-клиентов официальных аутсорсеров в РФ порядка 300 – 400 тыс. Рынок - не консолидированный. Аутсорсинговые компании, входящие в десятку лидеров рынка занимают от 4 до 0,5% от общей емкости.
Организация бизнес-процессов: Официальные аутсорсеры ведут клиентов разных типов (и по схеме налогообложения, и по количеству операций). Чаще всего бухгалтера в таких компаниях делятся по участкам работ, или по сферам (например, одни ведут только участок зарплата и кадры, другие занимаются только организациями в сфере розничной торговли и т.п.). Еще один вариант организации работы: главный бухгалтер отвечает за несколько предприятий в целом, а его помощники выполняют какие-то отдельные задачи. Встречаются и организации, в которых 1 бухгалтер ведет предприятия «от и до». Однако в большинстве компаний акцент сделан на взаимозаменяемости сотрудников.
В среднем 1 бухгалтер ведет 12 клиентов. Вообще, 1 бухгалтер способен вести 20-30 совсем простых предприятий, или несколько крупных. Так, что цифра 12 это некий усредненный показатель.
Цены. В среднем услуги аутсорсеров стоят порядка 5-6 тыс. в месяц. Однако здесь все зависит от нескольких факторов. Цена формируется исходя из сложности учета: количества пакетов первичных документов, формы налогообложения, количества сотрудников. Мелкие клиенты платят по нескольку тысяч руб., ежемесячный чек крупных клиентов может превышать 100 тыс. руб.
Типы аутсорсинговых компаний:
«Жирные коты». Крупные компании с выручкой от бухгалтерского аутсорсинга от 2 млн. руб. в мес. или от 24 млн. руб. в год. Их очень немного. На всю Россию лишь несколько десятков таких компаний. Они оказывают полный спектр услуг, в том числе строят сложные схемы оптимизации налогов. Цены на услуги у них значительно выше, чем в среднем по рынку. Их клиенты - крупные компании, зачастую иностранные, которые стремятся не раздувать штат и получать высококвалифицированные услуги.
«Трудяги». Это игроки среднего масштаба, с выручкой от 250 тыс. руб. до 2 млн. руб. в месяц. Большинство из них имеют выручку 300-500 тыс. в мес. Эти компании зарабатывают деньги не за счет более высоких цен, а путем повышения эффективности деятельности бухгалтеров. Так выработка на одного бухгалтера у таких компаний может превышать 100 тыс. руб. в месяц, а в среднем составляет 60-90 тыс. руб. в месяц. Как правило, они не сильно распыляют спектр услуг, предлагают в основном бухучет и юридические услуги. Как правило, ведут более 40 клиентов, разных типов - и крупных, и средних, и мелких.
«Мелкие и начинающие». В среднем такие компании зарабатывают до 100 тыс. руб. в мес. Не особенно анализируют свои процессы и бизнес, работают – как работается. Либо еще один тип компаний, который относится к этой группе по финансовым показателям, но другой по типу – это совсем молодые, начинающие компании, которые еще только обкатывают свои процессы и ищут клиентов. Как правило, выработка на 1 сотрудника в таких компаниях составляет до 50 тыс. руб. в мес., а в среднем – около 25 тыс. руб. Фактически, болтаются на грани рентабельности и тратят почти все, что зарабатывают.
«Карманные». Это компании, по финансовым показателям, как правило, ближе к «Трудягам». Одна принципиальная схема заработка у них другая. У них есть один крупный клиент, чаще всего группа компаний. Обычно собственники выделяют бухгалтерию в отдельное внешнее подразделение. А бухгалтера начинают «добивать» объем, находя мелких клиентов. Если, убрать у них крупного клиента, то останется «мелкая» компания со стихийными бизнес-процессами.
2. Аутсорсеры-фрилансеры
Емкость сегмента и целевая доля. По нашим расчетам, в РФ около 100 тыс. бухгалтеров, занимающихся фрилансом и около 500 тыс. предприятий, обслуживаемых ими (их клиентов). Фрилансеры больше работают с мелкими и средними компаниями (крупных клиентов со сложным учетом у них менее 5%).
Цены. Нельзя сказать, что «серые аутсорсеры» берут за свои услуги меньше, чем официальные. Цена формируется скорее исходя из сложности учета (кол-во первички, форма налогообложения, кол-во сотрудников), чем из типа аутсорсера.
Типы фрилансеров:
«Начинающие» - ведут несколько простейших клиентов, для того чтобы набраться опыта, или заработать на «заколки».
«Зарабатывающие». Берут разных клиентов, хотя также отдают предпочтение более простому учету. Рассматривают эту деятельность, как полноценную работу.
А что на Западе? В качестве примера приведу две компании: Datev (Германия) и ADP (США).
DATEV
Оборот компании – 698,6 млн. Евро, численность сотрудников – 5,850 человек, численность членов ассоциации – 39,760 человек. Компания представляет собой кооперативную ассоциацию профессиональных бухгалтеров, которые оказывают услуги по расчету и сдаче налоговой отчетности, ведению бухгалтерии и предоставлению юридически-правовой поддержки бизнеса. Бизнес модель построена на принципе гибкости процессов и технологий. Каждый аудитор, бухгалтер и консультант по сдаче налоговой отчетности имеет право на свой собственный подход и показатели эффективности, выбор типа клиентов. Предложение включает в себя модульную систему, состоящую из программного обеспечения, методологии оказания услуги и обработки данных. Профессиональный бухгалтер может вступить в ассоциацию и пользоваться методологией и инструментами для ведения своего бизнеса под своим именем (брендом). Данные клиентов вводятся в веб-систему в офисах на местах и передаются он-лайн в дата-центр DATIV. После сдачи налоговой отчетности сотрудниками дата-центра, налоговые отчеты клиентов пересылаются электронным путем обратно в офисы бухгалтеров для передачи клиенту.
ADP
Компания входит в список Fortune 500 Companies под номером 257. Оборот компании – 9,9 млрд. Долларов, численность сотрудников – 51000. Компания предоставляет услуги предприятиям крупного, среднего и малого бизнеса в области аутсорсинга кадрового учета, бухгалтерии, налоговой отчетности. Отличительная особенность компании – это предоставление возможности открытия своего бизнеса по аутсорсингу кадрового учета и ведения бухгалтерии на основе технологий компании. Профессиональный бухгалтер может купить право пользования веб-системой ADP, которая включает в себя все инструменты для ведения подобного бизнеса – ввод и хранение данных клиентов, расчет заработной платы, налогов, пенсионных отчислений, отчислений по социальным льготам, а также инструменты для управления самим бизнесом, такие как ведение реестра клиентов, статуса их активности, процедур отчислений за сами услуги аутсорсинга. Любой желающий может купить право пользоваться методологией и инструментами и вести свой бизнес по оказанию услуг аутсорсинга бизнес процессов.
Видимо, пока российский предприниматель еще не получил «идеального» удаленного бухгалтера, но потенциальные лидеры на этом рынке уже активизируются.
Фирма 1С в начале 2012 года приобрела долю в некоторых своих партнерах для проекта 1С:Бухобслуживание, целью которого была организация бухгалтерских фирм на технологии 1С.
В 2012 году федеральным разработчиком ПО, компанией ЗАО ПФ СКБ Контур и аутсорсинговой бухгалтерской фирмой ЗАО «Расчетный центр «Практик» запущен проект Фингуру, который объединяет современные информационные технологии (интернет-бухгалтерия, электронные цифровые подписи) и опыт и методологию оказания бухгалтерских услуг на массовом рынке.
Компании малого и среднего бизнеса получат надежный и качественный бухучет, вовремя сданную отчетность и доступную цену на услугу. В качестве бонуса – электронное взаимодействие с удаленным бухгалтером, доступ к своим данным через интернет в любое время и бесплатные консультации (в том числе и через социальные сети).
Услуги Фингуру доступны в магазине Деловой Среды Сбербанка и на сайте