Внимание на дивиденды - надежный способ получения доходов в кризис
Думать, что российские инвесторы поступают так в силу своей неопытности, неправильно. Дело — в дивидендной политике большинства российских эмитентов, а вернее — в ее отсутствии. Значительное количество российских публичных компаний выплачивают дивиденды нерегулярно, а размер их настолько незначителен, что до недавнего времени срок окупаемости вложений дивидендной доходностью составлял 30, а то и 50 лет. Зато на фоне кризисного падения котировок при неизменном уровне дивидендных выплат срок окупаемости может сократиться до 10 лет. Что сопоставимо с банковским депозитом.
« В Чикаго предпочитают слушать речи о дивидендах…
Мигель Анхель Астуриас
«Зеленый папа» »
Конечно, в условиях финансового кризиса у инвесторов возникают опасения относительно размера дивидендов за 2008 г. и сроков их выплаты. Как отмечают аналитики «Ренессанс Капитала», беспокойства добавляют и чиновники, обещающие ограничить дивидендные выплаты всех подконтрольных государству компаний 10% чистой прибыли по РСБУ.
Тем не менее ответственные эмитенты от дивидендов не отказываются. И правильно. Ведь в противном случае пойдут насмарку усилия последних лет, когда ряд компаний озаботился созданием положительного имиджа в глазах миноритариев. «Выработалось некое правило хорошего тона, когда дивиденды следующего года старались сделать чуть-чуть больше предыдущего», — говорит начальник аналитического отдела ИК «Церих» Николай Подлевских.
Но благотворительностью это считать нельзя. В США существует специальный индекс «дивидендных аристократов», в который включаются компании, стабильно повышающие выплаты акционерам на протяжении 25 лет. Достаточно один раз пропустить повышение, чтобы компанию вычеркнули из элитного списка.
Другое дело, что на фоне кризиса многие вынуждены отказываться от аристократических привычек. Если в 2007 г. в индекс входило 64 эмитента, то на конец прошлого года их стало 57. Аналитики S&P прогнозируют, что по итогам текущего года количество «аристократов» может и вовсе опуститься ниже 40. Так, пять членов списка уже объявили о понижении дивидендов и у них нет почти никаких шансов до конца года исправить ситуацию.
Дивидендная история российских компаний слишком коротка по сравнению с западными эмитентами. Но надежда на появление отечественных «дивидендных аристократов» сейчас даже больше, потому что это сулит в будущем повышенное внимание инвесторов. Тем более что после кризиса обычно «выстреливают» те, кто загодя об этом позаботился.
Исследования доказывают, что щедрость к держателям акций обеспечивает компаниям лучшую динамику акций, чем у прижимистых конкурентов. За последние 10 лет средний ежегодный прирост котировок «аристократов» составил 9,1%, а у простых представителей индекса S&P капитализация росла на 6,6%. И это несмотря на то, что те, кто не платит акционерам, имеют возможность бросить дополнительные средства на развитие.
Исследование Financial Analysts Journal даже называется «Сюрприз! Высокие дивиденды = рост прибыли», а аналитики финансовой компании Ned Davis Research разделили компании, входящие в индекс S&P 500, на группы по динамике дивидендных выплат: растущие, стабильные, снижающиеся и нулевые, сравнив эти группы по приросту котировок за 30-летний период. В результате средний рост для самых щедрых составил 11% за год, эмитенты, придерживающиеся консервативной политики, росли на 7,2%, те, кто сокращал выплаты, — на 3,6%, а скряги, не платившие своим акционерам, — на 2,4%.
Похоже, что это правило работает и на нашем рынке. Во всяком случае, для инвестора будет полезно учитывать дивидендную политику эмитента при принятии решения о покупке-продаже бумаг. Дополнительная трехпроцентная доходность лишней не бывает.
Нефть и газ
Самым щедрым и стабильным в вопросе дивидендной политики на российском фондовом рынке оказался сектор нефти и газа. Что, наверное, не должно удивлять. Традиционно высокую дивидендную доходность в отрасли показывали «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР Холдинг» и «Газпром нефть».
В этом секторе, как по учебнику, очевидна выгода привилегированных акций, выплаты по которым регулярно превышают размер дивидендов на обыкновенные акции. Например, у бумаг «Сургутнефтегаза» разница составляет 50%. К тому же привилегированные акции стоят дешевле. Средняя дивидендная доходность у компаний сектора составляет 4,3%. А средний прирост котировок составил 22,4% по сравнению с уровнем 2005 г., и это лучший результат на российском рынке.
Металлургия
Менее предсказуемая, но, как правило, щедрая дивидендная политика. Средняя дивидендная доходность не опускалась ниже уровня 4%, что является высоким показателем. Например, «Северсталь» направляла четверть чистой прибыли по МСФО на выплату дивидендов. Аттракцион неслыханной щедрости продемонстрировал ММК накануне первичного размещения в 2006 г.: компания направила на дивиденды около 90% чистой прибыли. Значительные выплаты способствуют росту доверия инвесторов, поэтому компании часто увеличивают размер дивидендов перед проведением IPO и SPO, а потом возвращают их на прежние уровни. Так и получилось с ММК: на следующий год большая часть прибыли была направлена на развитие. А по итогам прошлого года ММК вообще отказался от выплат по обыкновенным акциям. Тогда же пожадничали «Северсталь», «Мечел» и НЛМК, сократив выплаты. Средняя дивидендная доходность в секторе за прошлый год составила 3%. Максимальный уровень (8,7%) пришелся на 2004 г., средний с 2001 г. — 4,4%. В итоге сейчас котировки бумаг металлургов находятся не выше уровня 2005 г., хотя еще в прошлом году значительно обгоняли по росту нефтегазовых эмитентов.
Телекоммуникации
В секторе фиксированной связи размер выплат по привилегированным акциям отличается от дивидендов по обыкновенным иногда в 3-6 раз. Наибольший разрыв — между бумагами «Северо-Западного телекома» (СЗТ) и «Ростелекома». По привилегированным акциям последнего средняя дивидендная доходность с 2001 г. достигает рекордных 50% (по обычным — всего 11%). В уставах «Ростелекома» и «Уралсвязьинформа» прописано, что на выплаты акционерам следует направлять не менее 10% чистой прибыли по РСБУ, а «Северо-Западного телекома» — не менее 5%.
За 30% зашкаливает средняя дивидендная доходность у привилегированных акций «Волгателекома», «Дальсвязи», СЗТ. В то же время по бумагам мобильных операторов она составляет всего 2,97%. В целом же сектор телекомов удержал свои позиции и даже немного прибавил (1,4%) по сравнению с 2005 г., что очень хорошо для кризисного периода.
Машиностроение
Машиностроение можно рассматривать как модельный сектор по дивидендной доходности российских эмитентов: здесь она соответствует среднему значению по рынку. Но и тут есть свои исключения. КамАЗ уже более 10 лет дивидендов не платит, вся чистая прибыль идет на развитие компании. АвтоВАЗ до прихода команды «Рособоронэкспорта» выплачивал высокие дивиденды, особенно по привилегированным акциям, после 2005 г. дивидендные выплаты резко сократились. В итоге котировки компаний сектора с 2005 г. упали на 40%.
Электроэнергетика
В результате проведенной реформы всего сектора недавно образованные компании большую часть чистой прибыли предпочитают направлять на инвестиционные программы. Привлеченных средств уже не хватает. Даже РАО ЕЭС, которое всегда отличала высокая дивидендная доходность, отказалось от выплат в последние годы существования. Сравнение отрасли с котировками 2005 г. из-за реформы некорректно, список компаний сектора кардинально изменился.
Ритейл
Один из самых низких показателей по дивидендной доходности, при том что зарубежные компании, наоборот, выплачивали серьезные дивиденды. Причины известны. «В розничной торговле агрессивная стратегия развития не позволяла компаниям выводить капитал из бизнеса», — объясняет ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Екатерина Лощакова.
Сектор не «вытащили» даже компании-производители (например, «Лебедянский» и «Вимм-Билль-Данн»), которые периодически выплачивали дивиденды, хотя и не самые высокие — 2%. Зато бумаги этих компаний не потеряли в цене с 2005 г. Самым щедрым оказался концерн «Балтика». Пивовары уже объявили об увеличении размера выплат по итогам 2008 г. на 64%.
Банки
Дивидендная политика банков всегда отличалась консервативностью, то есть скупостью выплат. Сравнительно высоким этот показатель был только в 2001-2004 гг. «Это объясняется проводимой в то время реформой, которая привела к резкому увеличению объемов привлеченных средств», — объясняет аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева. Высокие темпы роста заставляли банки ускоренными темпами проводить докапитализацию, на что уходила большая часть прибыли. Сейчас увеличение капитала опять ставится во главу угла. Но два громких народных размещения — Сбербанка и ВТБ — обязывают эмитентов проявить минимальное внимание к миноритариям. О чем не счел лишним недавно напомнить даже Алексей Кудрин.
Екатерина Самородова
Татьяна Сейранян
Дивиденды по-американски
В течение последних 60 лет на каждую компанию, понизившую дивидендные выплаты, в США приходилось 15 компаний, которые их повысили. Поэтому только за последние два года на американском рынке появилось по меньшей мере 12 фондов, специализирующихся на акциях, выплачивающих дивиденды. Но грядущие трудности они явно недооценили. За I квартал этого года более 367 компаний заявило о снижении выплат акционерам — в 4 раза больше, чем за тот же период прошлого года. В среднем, по данным аналитиков Morningstar, активы всех фондов, имеющих в своем названии слово «дивидендные», к марту этого года стали дешевле на 54%. А многие потеряли еще больше.
Сейчас большинство фондов отказывается от консервативной политики: они скупают акции компаний за несколько дней до объявления о дивидендных выплатах. Тем не менее даже это не особенно помогает: по законодательству США инвесткомпания сможет получить дивиденды, только если будет держать акции не меньше 61 дня.
Дивидендные фонды в кризис срочно меняют стратегии
Prudential Dividend MAximiser Fund
Третий год подряд фонд приносит своим акционерам 14,08% дохода — один из лучших показателей. При этом его стратегия не отличается оригинальностью: долгосрочные вклады в сильные компании. В конце 2008 г. по низким ценам приобрел акции SAB Miller, British American Tobacco, Tiger Brands и Pick n Pay.
Franklin Rising Dividends Fund
4% составляет ежегодный оборот акций фонда против 50% в среднем по сектору. 45% всего портфеля приходится на акции 10 компаний. Попасть в поле зрения менеджеров фонда может эмитент, увеличивавший дивиденды на протяжении по меньшей мере восьми из последних 10 лет и удвоивший их объем. Но с начала 2009 г. фонд потерял 11% стоимости чистых активов. В итоге — смена стратегии: в прошлом году 30% портфеля приходилось на акции компаний финансового сектора, в этом — 40% портфеля занял промышленный сектор.
Alpine Dynamic Dividend Fund
80% компаний, входящих в инвестиционный портфель фонда, в этом году успело в очередной раз повысить дивидендные выплаты. Но, вероятнее всего, акции этих эмитентов уже проданы: коэффициент оборачиваемости у фонда — выше 190%. Основная стратегия фонда почти безрисковая: покупать акции компаний за несколько дней до выплаты дивидендов. Предпочтение отдается второму и третьему эшелонам. Но если раньше фонд скупал акции компаний в 20 странах мира, то теперь основную часть своих средств он вложил в эмитентов США. Одно из основных требований при выборе акций — их уровень P/E должен выражаться однозначным числом. Сегодня на такие компании приходится 40% портфеля.
iShares Dow Jones Select Dividend Index Fund
Потери фонда за финансовый год, закончившийся 18 марта, составили 44%. Неудивительно: с 2003 г. фонд вкладывался в акции 100 самых прибыльных компаний США, которые за последние пять лет не снижали дивидендных выплат. Провал случился из-за того, что 49% инвестиций приходилось на акции финансовых компаний. Теперь фонд продает акции, по которым дивиденды были снижены. Это касается почти всех недавних фаворитов: вслед за банковским сектором из портфеля вылетели General Electric, Pfizer и Dow Chemical.
Ссылки по теме: