Новая фаза в долговом кризисе 2007-2010 годов
Спасение пострадавших от кризиса сбережений и кредитов в начале 1990-х годов, спасение Мексики в 1994, устранение последствий кризиса долгосрочного управления капиталом /LTCM/ в 1998 и, наконец, спасение экономик юго-восточной Азии после кризиса конца 1990-х. Эти меры сформировали безответственное отношение к долгам и спекуляции, что в результате привело к разрастанию долгового бремени по всему миру за счет падения стоимости кредитов до таких уровней, при которых уже невозможно компенсировать риски отказа от выплаты долга.
Рост ВВП в США и Еврозоне последние двадцать-тридцать лет был по большей части обусловлен потреблением и долгами. Каждый раз, когда экономика пыталась избавиться от последствий избыточного кредитного роста, это приводило к уменьшению процентных ставок и еще большему увеличению объема долгов. Недостаток такого подхода к решению проблем в том, что результат получается очень краткосрочным. Требуется постоянное и нарастающее вмешательство, чтобы избежать коллапса /который, по сути, является всего лишь восстановлением равновесия/. Поэтому и приходится постоянно снижать процентные ставки, чтобы продолжить функционирование экономики.
У меня очень плохое предчувствие в отношении следующей фазы долгового кризиса 2007-2010 годов. Наивно полагать, что западный мир сможет так легко избежать долговых проблем и их последствий, копившихся последние 20 лет. Идея массовой конвертации частных долгов в государственные казалась панацеей, но она уже дала трещину. Ярким свидетельством этого служат нынешние проблемы в Греции.
Мне кажется, что сейчас мы ходим по лезвию бритвы. Нынешнее неустойчивое равновесие продержится недолго. И на в этот раз не удастся отделаться традиционными последствиями кризиса на развивающихся рынках /как было раньше в Аргентине, Индонезии, Пакистане, России и т.д./, которые обычно выражались в девальвации и массовых дефолтах. Теперь пришла очередь развитых стран, которые по-прежнему будут эпицентром кризиса и неизбежно попадут в медленную спираль дефляции после внедрения мероприятий по снижению дефицита.
Опыт Греции выступает отличным примером. Недавнее "откровение" стран - лидеров Еврозоны о том, что они приветствуют привлечение Международного Валютного Фонда /эту меру греческое правительство рассматривало, как один из вариантов решения проблем/ развеяло веру в единство европейских государств, которая установилась после сообщений о поддержке, появившихся в начале этой недели. Суть в том, что богатые нации не хотят залезать в свой карман, чтобы обеспечить ранний и комфортный уход на пенсию греческих рабочих. Ведущие страны Еврозоны хотели ограничиться моральной поддержкой, надеясь, что эта "бесплатная" мера поможет Греции справиться с рефинансированием, предстоящим в апреле-мае.
Рынки спокойно отнеслись к этим заявлениям, хотя это может продлиться недолго. Цены на греческие контракты CDS и облигации правительства Германии упали незначительно. Этой информации может вполне хватить, чтобы представить будущее Греции в краткосрочной перспективе /и даже если все пойдет не так, то либо МВФ придет на помощь, либо богатые страны раскошелятся/. Но потом наступят реальные последствия бюджетных сокращений, когда щедрость всех потенциальных участников этого церемониального танца – инвесторов, МВФ и стран Еврозоны - станет чрезвычайно обременительной. А и без того слабая греческая экономика грядущим жарким летом начнет увязать в рецессии и дефляции в сопровождении весьма неприятных социальных волнений.
Подобный сценарий грозит и другим "виновникам" кризиса: Великобритании, Португалии, Испании, Италии и возможно Японии /которая и так уже вошла в спираль дефляции, но сочетание большого объема сбережений и гибкость валютного рынка еще могут спасти ситуацию/.
Кроме того, возможно мы увидим встряску Евро, которая может "вытряхнуть" некоторые слабые страны из Еврозоны. Возможно, именно этого и добивается Германия, как недавно предложил Вольфганг Мюнхау /Wolfgang Munchau/ на страницах Financial Times /"Сократить Еврозону или создать налоговый союз", 14 марта 2010/.
К сожалению, эти события могут привести к сокращению фондовых рынков, уменьшению государственных доходов в самых кредитоспособных странах и продолжению политики ультранизких процентных ставок. Возможно, учетная ставка по Евро будет снижена до уровня почти нулевой ставки в США. В условиях инфляции европейский Центральный Банк будет уже не способен сохранять хладнокровие перед лицом новой фазы долгового кризиса.
Таким образом, будущее представляется не таким драматичным, как во время предыдущих кризисов на развивающихся рынках. Будет наблюдаться медленное падение, последствия которого станут видны примерно через год", - Ник Бикрофт, старший консультант по валютным рынкам Saxo Bank.
Другие материалы: