Деньги за работу, или работа за счастье?
Что такое наша работа: необходимое зло, с аппетитом отъедающее часть жизни, или занятие, приносящее радость? У кого больше шансов на счастье: у секретаря или бармена, чиновника или священника, врача или фермера? И при чем тут работа с персоналом?
Неутихающие разговоры о кризисе (в которых приняли посильное участие и мы: Приметы на рынке труда, или Лакмусовый бухгалтер; После бала, или Что там с туфелькой?) сужают тему работы до обсуждения двух фактов: 1) есть ли работа вообще, 2) сколько за нее платят. Общее направление разговора обычно простейшее: есть работа — хорошо, нет — плохо, надо искать. Если работа не только есть, но и за неплохую зарплату — удача, надо за нее держаться, потому что в кризис непросто найти новое место. Если же деньги «хорошие, но маленькие», то все равно лучше не спешить увольняться — в лучшем случае удастся променять шило на мыло, и то без гарантий.
В кризис эти темы становятся столь навязчивыми, что заслоняют собой все остальное. Так и кажется, что главный смысл работы — в том, чтобы она просто была. В идеале — обеспечивала высокий доход. А все остальное — это уже не работа, а… жизнь. Работа тем самым низводится до роли чего-то, что человеческую жизнь отягощает, отъедает у нее изрядный кусок. Этакое «необходимое зло». А вот недавние исследования, проведенные, увы, не в России, предлагают посмотреть на работу иначе: понять, помогает ли она человеку стать счастливым.
На первый взгляд, такие исследования годятся лишь для удовлетворения любопытства, и не более того. Однако тема эта не так абстрактна и не столь далека от руководителей и HR-специалистов, как может показаться сперва. Но к этому мы вернемся позднее, а пока посмотрим, какими результатами порадуют нас исследователи.
Над темой работали социологи британской исследовательской компании Legatum Institute. Подготовленный ими рейтинг удовлетворенности работой был опубликован в газете The Guardian. Социологический опрос вкупе с математическим анализом подтвердили старую истину: деньги делают нас богаче, но не делают счастливее. Те профессии, представители которых получают самую высокую зарплату, не слишком довольны жизнью и не чувствуют себя счастливыми. Например, британские инженеры-сметчики имеют неплохой среднегодовой доход в 39 тысяч фунтов стерлингов (около 64,6 тысячи долларов). Однако оказалось, что работа приносит им не так много удовольствия, как можно было предположить: в общем рейтинге удовлетворенности они заняли только 41-е место (анализировались данные по 274 профессиям).
Зато более остальных довольны своей работой священники (индекс удовлетворенности — 8,291), хотя их доход почти в два раза ниже, чем у инженеров-сметчиков — чуть более 20 тысяч фунтов (около 34 тысяч долларов). Бесспорное первое место. При этом они оставили позади топ-менеджеров и чиновников высокого ранга (индекс удовлетворенности — 7,957 — второе место в списке), хотя по уровню дохода последние превосходят представителей духовенства более чем в пять раз: их среднегодовой доход составляет почти 118 тысяч фунтов стерлингов.
Третье место в списке довольных своей работой заняли руководители и собственники сельскохозяйственных и цветоводческих предприятий (их доход — около 32 тысяч фунтов, а радость, которую им приносит труд, лишь чуть меньше топ-менеджерского и чиновничьего счастья (7,946 пунктов).
Четвертое место досталось секретарям. «Собачья», «адская» — таких эпитетов часто удостаивается работа секретаря в России. И дело не ограничивается только эпитетами, нередко и отношение к этой работе и ее представителям пренебрежительное. А вот британские секретари, похоже, вполне довольны жизнью. Они явно обладают каким-то секретным секретарским знанием. Или коллеги им достались более дружелюбные Итак, удовлетворенность — 7,930, а среднегодовой доход — чуть более 18 тысяч фунтов.
Пятое место завоевали специалисты по управлению качеством и техническому регулированию. Что именно делает их счастливыми, авторы исследования, похоже, не решились рассказать, а жаль. Остается лишь теряться в догадках и надеяться, что нашедшему точный ответ на этот непростой вопрос дадут нобелевскую премию
Далее в десятке счастливых — с шестого по десятое место — расположились: руководители в сфере здравоохранения, врачи, фермеры, руководители и собственники отелей и гостиниц. Десятое место досталось квалифицированным «синим воротничкам»: мастерам по обработке металла и электрикам. Что доказывает, как и в случае с фермерами, что удовлетворенность работой не связана напрямую не только с уровнем дохода, но и с уровнем занимаемой должности. Это отличная новость для тех, кто не желает тратить силы на построение вертикальной карьеры.
Так выглядит десятка лидеров:
№ | Профессия или род занятий | Среднегодовой доход, £ | Индекс удовлетворенности |
---|---|---|---|
1 | Священники | 20,568 | 8,291 |
2 | Топ-менеджеры и чиновники высокого уровня | 117,700 | 7,957 |
3 | Руководители и собственники сельскохозяйственных и цветоводческих предприятий | 31,721 | 7,946 |
4 | Секретари | 18,176 | 7,930 |
5 | Специалисты по управлению качеством и техническому регулированию | 42,898 | 7,891 |
6 | Руководители в сфере здравоохранения | 31,267 | 7,843 |
7 | Врачи | 70,648 | 7,836 |
8 | Фермеры | 24,520 | 7,808 |
9 | Руководители и собственники отелей и гостиниц | 32,470 | 7,795 |
10 | Мастера по обработке металла, электрики | 35,316 | 7,795 |
Теперь обратим взгляд, преисполненный сочувствия, на аутсайдеров (с 265-го по 274-й номера в рейтинге).
Если некоторые позиции в списке лидеров вызывали вопросы — например, мне так и не удалось проникнуть в секрет счастья секретарей и специалистов по управлению качеством, то в случае с аутсайдерами сомневаться в выводах не приходится. Типичная реакция на очередную «несчастную» профессию — «ну еще бы! Кому же это понравится…» Впрочем, судите сами.
В ряду наименее удовлетворенных обосновались: операторы конвейера по формовке пластика (индекс удовлетворенности — 6,722), исполнители простейших сборочных операций (6,389), укладчики напольной и настенной плитки (6,571). Все эти виды работ объединяет одно — чудовищная монотонность труда, ежедневная, ежечасная. Какое уж тут удовлетворение.
Компанию им составили занятия, которые создают проблемы совсем иного рода. Консультанты в сфере спорта и досуга, сотый раз рассказывающие и показывающие, как правильно кататься на горных лыжах. Специалисты по телефонным продажам и телемаркетингу, в тысячу первый раз выслушивающие, как далеко они должны отправиться вместе со своим товаром. Специалисты коллекторских компаний, работающие с должниками — как будто специально созданные для того, чтобы должнику было на кого выплеснуть свои эмоции и обиды на незадачливые финансовые дела и банки. Работники баров, владельцы пабов и управляющие алкогольных магазинов, изо дня в день привычно кивающие на сакраментальное «ты меня уважаешь?», невозмутимо отказывающие налить «в долг» и с непроницаемым лицом произносящие «мы закрываемся через десять минут». Охранники, вынужденные играть роль туповатых роботов с утра до вечера и с вечера до утра. У всех этих занятий одна общая беда. Имя ей — люди. Частый гость — стресс, отрицательные эмоции, капризы и неадекватные запросы клиентов; представители этих профессий не понаслышке знают, что это такое. Каждый час, ежедневно, недели напролет они твердят этот урок.
Кстати, вам все еще кажется, что ваша работа полна стресса?
Последняя десятка полностью, во всей красе:
№ | Профессия или род занятий | Среднегодовой доход, £ | Индекс удовлетворенности |
---|---|---|---|
265 | Операторы конвейера по формовке пластика | 21,066 | 6,722 |
266 | Работники баров | 7,317 | 6,686 |
267 | Сопровождающие охранники | 7,343 | 6,614 |
268 | Спортивные и досуговые консультанты | 11,651 | 6,607 |
269 | Специалисты по телефонным продажам, телемаркетингу | 17,362 | 6,605 |
270 | Укладчики напольной и настенной плитки | 23,547 | 6,571 |
271 | Специалисты по промышленной очистке | 15,241 | 6,563 |
272 | Специалисты коллекторских компаний, работающие с должниками | 17,371 | 6,561 |
273 | Исполнители простейших сборочных операций | 20,910 | 6,389 |
274 | Владельцы пабов и управляющие магазинов, торгующих алкоголем | 25,222 | 6,38 |
Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и индивидуальный подход. Наверняка не все секретари и фермеры в Великобритании так недовольны своей жизнью, равно как встречаются и счастливые работники баров и лучащиеся радостью сотрудники коллекторских агентств. В рейтинге, как всегда, приведены средние показатели. Но статистика — упрямая штука, когда ее методы используют правильно и не вплетают в политические игры Именно на средние показатели стоит обращать внимание, когда нужен точный прогноз.
В последние годы тенденции таковы, что многим приходится менять профессию, а то и делать это не по одному разу. В скандинавских странах уже типична ситуация, когда третья или четвертая смена профессии предпринимается человеком в возрасте за пятьдесят — шестьдесят лет, и часть затрат на переобучение берет на себя государство. Учитывая быстрое отмирание одних технологий и развитие новых, а также старение населения в Европе, за этой тенденцией будущее, хотим мы того или нет. Так что когда будете в очередной раз выбирать профессию, нелишне вспомнить и об этом исследовании. Вряд ли на тот момент будут актуальны конкретные результаты рейтинга, но общие выводы не устареют: все-таки стоит думать — что делает счастливыми именно вас, а не некого абстрактного homo sapiens, и должна ли вообще этом списке значиться работа. Если ответить на этот вопрос правильно, то есть шанс жить и работать в ладу и гармонии с собой.
Но есть в этом исследовании и другой посыл. Уже не лично работнику, а работодателю и эйчару — об этом мы упоминали в начале статьи. В последние годы в условиях острой конкуренции за персонал удовлетворенность работой стала очень важным показателем. Кандидаты тянутся в те компании, где, судя по отзывам в Интернете, уже работают довольные люди. Хотя из исследования и можно заключить, что представители одних профессий «пляшут и поют», а другие посыпают главу пеплом, однако и от работодателя зависит многое. Компания может скрасить жизнь сотрудникам, обеспечить им более мягкие условия труда, учитывающие особенности профессии: уровень стресса, психической нагрузки и др.
Рискну предположить, что представители одной и той же «несчастной» профессии в одних компаниях будут гораздо несчастнее, в то время как в других их работа может быть не так тяжела. Естественно возникает и следующая мысль: пожалуй, есть работодатели, которые способны сделать невыносимой жизнь и работу представителя любой «счастливой» профессии… Но на таких чемпионов, равняться, пожалуй, не следует
Наряду с общей удовлетворенностью профессией, есть и удовлетворенность конкретной рабочей ситуацией, условиями труда, атмосферой в компании и т. п. И на это вполне может повлиять компания-работодатель. Особенно стоит задуматься, если у вас работают представители «несчастных» профессий: завоевать их расположение может быть не так уж трудно. Польза от этого будет двойной: как для самой организации (успешный HR-брендинг, высокая конкурентоспособность на рынке труда и прочие плюшки), так и для работников (человеческие условия труда, дружелюбная атмосфера, желание работать в вашей компании долго и счастливо). Так что данные «абстрактных» исследований оказываются очень полезными не только людям, но и компаниям. Если уметь ими пользоваться.