Что такое трайвертайзинг?
Потребитель нынче недоверчивый пошел, его так просто вокруг пальца не обведешь. Ну, скажите, многие ли из нас побегут покупать что-то, просто прельстившись красивой картинкой и сладкоголосыми звуками рекламы? Статистика говорит - лишь 5%. Время, когда традиционное продвижение продукции в СМИ вызывало острое желание приобрести товар, давно позади. Агрессивный напор, сомнительные доказательства, голословные тестирования и графики стали жутко раздражать, вызывая подсознательное отторжение.
Но как разобраться в грандиозном ассортименте сегодняшнего рынка, если мы привыкли, что реклама врет? В каком из множества видов подгузников драгоценная попка моего чада будет «дышать»? Почему я должна выбрать именно этот диванчик среди сотни таких же удобных? Откуда мне знать, что это чистящее средство не оставит царапин на моем итальянском унитазе? Единственный выход – попробовать лично! Но хотелось бы сделать это бесплатно, и не рискуя сохранностью моего дорогостоящего «белого друга».
А поможет нам в этом трайвертайзинг! Что таит в себе это труднопроизносимое словечко, об которое язык сломать можно? Tryvertising (англ.) сложилось из – try (проба, тест) и advertising (реклама). Если расшифровать, то «попробуй, прежде чем купить, а потом расскажи соседу». Производители, идущие в ногу со временем, непременно предоставят возможность прочувствовать преимущества своей продукции до ее приобретения. Этот хитрый маркетинговый ход сулит нам большую пользу, снижая риск ошибки, и тем самым экономя наши денежки. А уж производители как довольны! Слава о них разносится по миру не из надоевших роликов по телевизору, а от самих потребителей, лично оценивших комфорт, вкус и качество. Мы рассказываем об этом друзьям-знакомым, то есть продвигаем товар на рынке. Здорово, правда? Давайте посмотрим, где и как этот многоликий механизм работает.
Один из ярких примеров – тест-драйв. Разве найдется хоть один человек, купивший машину, предварительно не испытав ее? Если ваш ответ положительный, то значит, вы приобрели своего «железного коня» еще в прошлом веке. В советскую эпоху ни о каком заморском тесте, не говоря уже о диковинном драйве, никто и слыхом не слыхивал. Просто - умудриться бы купить!
В магазинах нередко встречаются лучезарные молодые люди, раздающие направо и налево пробники духов, шампуней и салфеток. А еще наверняка все видели на улице красоток в форменной одежде, бойко предлагающих попробовать сигареты новой марки. Вот уж раздолье для подростков, непременно вьющихся вокруг стайками.
А недавно нам с сыном в супермаркете вручили бесплатный купон на аттракционы в детский центр. Он, оказывается, давно функционирует в этом ТРЦ, только я о нем не знала. Теперь мой ребенок, раньше всеми возможными способами избегающий прогулок по магазинам, тоскливо, но терпеливо бродит за мной по бесконечным залам. Зато потом получает развлекательное вознаграждение. Только, к сожалению, халявных купонов нам больше не дают, ведь приманку то мы уже заглотили. Но ничего страшного, нам все равно нравится!
Трайвертайзинг охватывает не только осязаемые вещи. Пользователи интернета активно скачивают бесплатные пробные программы. Срок их действия - от нескольких часов до месяца. Этого времени достаточно для того, чтобы понять, насколько программа соответствует требованиям по простоте использования, и есть ли в ней необходимость. Затем пробник перестает работать. Его можно просто удалить или заказать лицензионную версию.
Но и это еще не все. Трайвертайзинг – понятие гораздо более широкое, чем незамысловатые пробы и дегустация. Некоторые продвинутые производители преуспели в использовании этого маркетингового инструмента в полной мере, буквально погружая потребителя в искусственно созданную среду. Вот вам несколько примеров.
Шведская компания IKEA завоевала мир не только своей замечательной продукцией. Она стала пионером в области использования новинок маркетинга. Фирменные магазины IKEA оборудованы целыми квартирами, напичканными «айкеевской» мебелью, от и до. Здесь можно похозяйничать на кухне, приготовить еду, накрыть стол, пообедать. Затем пройти в гостиную и отдохнуть на диване, предавшись неге домашнего уюта. Также удобством диванов и кресел этого дальновидного производителя можно насладиться, прокатившись в поезде японского метрополитена. То есть чтобы оценить в полной мере товары IKEA до покупки, даже в магазин идти уже необязательно.
Еще один изобретательный шведский бренд Playground, занимающийся продажей меховых изделий, придумал в своих магазинах ледяные примерочные. Температура воздуха в них никогда не превышает 25 градусов ниже нуля. Логично, ведь как еще летом и в теплом помещении ощутить практичность шубки!
Производитель детских подгузников Eve Baby установил в супермаркетах кабинки, в которых можно уединиться, чтобы покормить малыша и переодеть его. Заботливые «руки» Eve Baby предусмотрели, чтобы на пеленальном столике всегда лежал наготове их бесплатный подгузник-пробник.
Компания Apple в сети своих розничных магазинов предоставляет покупателям практически безграничные возможности тестирования. Здесь можно побродить по всемирной сети воспользовавшись компьютером iMac, насладиться любимой музыкой в плеере iPod, полюбоваться красотами Cover Flow коммуникатора iPhone. А там - глядишь, может быть, и захочется прикупить себе ноутбук Apple.
Фирма Nike периодически отправляет колесить фургоны по просторам Великобритании, Франции, Италии, Испании и Ирландии. Они под завязку наполнены кроссовками, которые безвозмездно раздаются всем желающим. Грузовики появляются в местах, где бег действительно актуален – от мини-марафонов и соревнований, до парков с беговыми дорожками.
Всемирно известная Procter and Gamble, задавшись целью продвинуть туалетную бумагу Charmin, не поленилась поставить десятки биотуалетов в нью-йоркском Тайм Сквере. Акция «Подарок Нью-Йорку от Charmin» прошла «на ура». С удовольствием сходили по нужде и унесли теплые воспоминания о мягкой бумаге около 430 тыс. посетителей.
Наш менталитет заставляет нас с опаской относиться к тому, что дается нам просто так. Мы свято верим, что «бесплатный сыр может быть только в мышеловке», и по привычке отовсюду ждем подвоха. Но когда речь идет о трайвертайзинге – креативной и честной идее маркетинга, наверное, стоит откликнуться. Не бойтесь попробовать что-то новенькое. Кто знает, быть может, именно этого вам не хватало для полноты жизни...
Классика восточного базара - дать попробовать или подержать, примерить. Опаска у покупателей к этому методу возникает, когда ему потом начинают назойливо навязывать товар или оказывается, что он уже за что-то должен заплатить. В цивилизованном мире магия рекламы и маркетинга - плавно подвести потребителя к ощущению обладания вещью.
История про ледяные примерочные в жару - самое то!