Как правильно покупать готовый бизнес?
Если Вы думаете об открытии своего дела, покупка готового бизнеса может быть быстрым и легким способом стать предпринимателем.
Вам понадобится время, чтоб найти бизнес, который Вам подходит. Расходы на покупку бизнеса включают себя много разных скрытых затрат, о которых Вы не подозреваете.
Это руководство, как купить бизнес, включая то, как оценить бизнес, Ваши вложения в персонал, профессиональное обслуживание сделки.
2. ЗА и ПРОТИВ покупки готового бизнеса.
Если все делать правильно, то есть много причин для покупки готового бизнеса. Однако, помните, что Вы станете правопреемником чужого бизнеса и нужно быть готовым ко всем неочевидным аспектам дела, которое Вы покупаете.
За:
- основа уже заложена, бизнес встал на ноги и работает
- под покупку существующего бизнеса легче найти инвестиции
- рынок под Ваши услуги или продукт уже развит
- есть стабильные покупатели, доход, репутация, деловые контакты
- бизнес-план уже есть, маркетинговая стратегия создана
- работники уже имеют опыт работы
- большинство проблем уже вскрылось и решились
Против:
- Вам придется перезаключать большинство договоров, и не всегда на старых условиях
- чтоб придать новый импульс развитию, придется инвестировать дополнительные деньги в ценообразование
- придется искать оборотные средства
- уплата первоначальных налогов, платежей юристам и т.д.
- надо понять, почему бизнес продают, и как это повлияет на то, что Вы его покупаете
- подумайте о моральном состоянии персонала. Может бизнес вели плохо, и они думают только о том, как убежать от нового владельца
3. Решить какой вид бизнеса покупать.
В идеале бизнес, который Вы покупаете должен подходить Вашим навыкам, стилю жизни, желаниям. Подумайте, что Вы можете привнести в бизнес и что хотите получить взамен. Полезно иметь в виду:
- Ваши возможности. Сможете ли Вы достигнуть того, чего хотите?
- Капитал. Сколько у Вас есть денег. Сколько придется вложить?
- Ваши доходные ожидания. Сколько Вам нужно, чтоб чувствовать себя комфортно?
- Ваша уверенность. Вы готовы к тяжелой работе и к вложению всех денег, чтоб достичь успеха?
- Ваши силы. Какой бизнес будет воплощением Ваших способностей и опыта?
- Отрасль бизнеса, которая Вас интересует. Узнайте все о ней, сравните с другими. Поговорите с людьми, которые давно в этом бизнесе. Интернет и библиотеки тоже подойдут для поиска подобной информации
- Место. Не ограничивайте себя местом своего проживания. Многие виды бизнеса легко переносятся.
4. Где искать бизнес на продажу
Газеты. Деловые журналы. Сайты торговых ассоциаций. Поместите свое объявление в соответствующих информационных ресурсах.
Бизнес брокеры, риелторы, финансовые консультанты.
Составьте резюме того, что Вы ищете, раздайте агентам и другим заинтересованным лицам. Они являются профессионалами в оценке, продвижении, продаже готовых фирм. Они же могут помочь найти инвестиции.
Если бизнес не доступен, не бойтесь сделать прямое предложение хозяину бизнеса.
И последнее, не забывайте о силе слова. Поспрашивайте людей вокруг, в деловых кругах, среди знакомых, на выставках, конференциях и т.д. Крайний, но самый верный вариант, предложите сами хозяину бизнеса продать его. Убедите его, что он уже вырос из этого бизнеса. К тому же многие просто не задумываются о том, чтоб продать свое дело и заняться чем-то другим.
5. Как оценивать бизнес.
Оценка бизнеса самая сложная часть в его покупке.
Есть несколько методов оценки бизнеса. Лучший помощник здесь бухгалтер, бизнес-брокер, агент по продаже бизнеса.
Здоровье бизнеса
Чтоб узнать, насколько бизнес здоров, обратите внимание на следующие характеристики:
- история бизнеса
- сегодняшнее состояние: продажи, доход, оборот
- финансовое состояние: денежные потоки, долги, расходы, основные фонды
- причина, почему бизнес продается
Как часть исследования, при согласии продавца бизнеса, поговорите с клиентами этого бизнеса, поставщиками, арендодателями. Например, если бизнес продают из-за падающей прибыли, то цена бизнеса должна быть снижена.
Нематериальные активы.
Сложная часть оценки – это оценка нематериальных активов. Под такими активами подразумевается:
- репутация компании
- отношения с поставщиками
- полученные лицензии
- патенты, интеллектуальная собственность
Важные детали
Детали влияют на цену бизнеса:
- товарный запас
- месторасположение
- активы
- товары
- долги
- кредиты
- персонал
- конкуренты
- средняя рыночная стоимость подобных видов бизнеса (benchmarking)
- кто еще продает подобный вид бизнеса и почему
- экономический климат, потребительские тренды в стране
Оценив эти детали, Вы сможете более точно решить, сколько Вы реально должны предложить за покупку бизнеса.
6. Убедитесь, что бизнес стоит покупать: проведите «due diligence» (тщательная проверка и оценка сделки)
Это даст Вам увидеть реальную картину бизнеса, его сегодняшнего состояния и возможного развития в будущем.
Традиционно существует три типа «due diligence»:
- юридический «due diligence» — юристы проверяют легитимность бизнеса, все юридические аспекты.
- финансовый «due diligence» — проверка доходов/расходов, скрытых долгов, обязательств.
- коммерческий «due diligence» — проверка места бизнеса на рынке, конкурентов.
Когда начинать «due diligence»?
Не начинайте «due diligence», пока Вы не согласовали цену и условия с продавцом. На время Вашего расследования он может согласиться изъять бизнес с рынка. Это называется «exclusivity period» (время эксклюзива); за это продавец обычно требует предоплату, для защиты своего потерянного дохода. Расследование небольшого бизнеса занимает обычно 3-4 недели.
Откуда взять помощь?
В непростом деле оценки покупки можно (нужно) привлекать специалистов: бухгалтера, финансового менеджера, оценщика. Можно запросить данные в торгово-промышленной палате. «Due diligence» — это больше, чем проверка финансового состояния бизнеса. Закончив эту процедуру, Вы точно будете знать, во что Вы ввязываетесь, что нужно будет предпринять на первых порах после покупки, и надо ли Вам именно этот бизнес.
7. Шаг за шагом. Покупаем бизнес!
Организованный, четкий подход к делу позволит купить именно тот бизнес, который Вам нужен.
- Получить профессиональный совет
Профессиональная помощь неоценима, когда Вы будете вести переговоры, оценку, покупку.
- Исследование
Исследовать сектор бизнеса, который Вам интересен, включая лучшее время для покупки и короткий список из фирм, которые Вы хотели бы купить.
- Первоначальная оценка, осмотр
- Привлечение заемных средств
Банку необходимы от Вас:
а) детальный бизнес-план
б) счета за последние три года
в) финансовые гарантии, поручительство, если нет банковской истории
г) Ваши личные активы, собственность
- Сделать первоначальное предложение
- Переговоры
Переговоры должны длиться определенное время, чтоб Вы успели ознакомиться с бизнесом, провести «due diligence», и вообще решить, нужно ли Вам это.
- Достижение договоренностей
Оплата, трансфер финансов, лицензий, документов
8. Наем персонала
Есть закон, который описывает, как можно поступать с персоналом, если бизнес продается. Он предусматривает, что персонал продолжает работать на тех же условиях. Нужно быть острожным с увольнением старых работников, так как часты случаи, когда при увольнении старых сотрудников, они подают в суд на нового владельца, и суд принимает их сторону.
Информировать персонал
Информировать персонал о готовящихся изменениях нужно сразу по окончанию процедуры «due diligence».
Уверен, Вы почерпнули немало полезной информации из этой статьи. Надеюсь, она Вам поможет грамотно приобрести бизнес и стать успешным бизнесменом или бизнеследи.
Удачи!