Как написать инвестиционный меморандум
Инвестиционный меморандум - это предложение потенциальному инвестору содержащее всю необходимую информацию о проекте (резюме), базирующееся на пакете необходимых для привлечения финансовых ресурсов документов, которое является основой для принятия инвестором решения относительно последующих шагов и непосредственного участия в инвестиционном проекте.
Инвестиционный меморандум - это своего рода сокращенный бизнес-план, предоставляемый потенциальному инвестору. По результатам рассмотрения инвестиционного меморандума, инвестор принимает решение о дальнейшем сотрудничестве или прекращении контактов с компанией-инициатором проекта.
Как правило, инвестиционный меморандум состоит из девяти основных разделов.
В принципе, определенных нормативов составления инвестиционного меморандума не существует, но он должен включать в себя следующие разделы или хотя бы основную информацию данных составляющих:
1. Вводная часть (резюме), где указаны данные о предприятии, предполагаемые процедуры инвестирования и анализ возможностей инвестирования.
- Краткое изложение информации о деятельности предприятия.
- Предлагаемое использование средств, включая ожидаемые экономические результаты.
- Стратегия инвестирования. Цели руководства предприятия по увеличению капитала компании.
2. Обзор отрасли промышленности (сектора экономики, в котором работает выбранная компания).
В данном разделе рассматривается: состояние отрасли в целом, конкурентная среда данной отрасли, положение компании с точки зрения конкурентоспособности.
- Краткая справка о состоянии отрасли промышленности в России (мире, регионе).
- Конкуренция - сильные и слабые ее стороны.
3. Информация о компании.
Этот раздел посвящен истории компании, перечислению основных владельцев и акционеров, оценке системы качества производственного процесса в данной компании, а также рассмотрению юридической структуры предприятия.
- Историческая справка.
- Тип собственника и юридическая структура - акционерный капитал, список основных держателей акций (или долей), доля акций, находящаяся во владении руководства предприятия, рабочих, юридических и физических лиц, доля акций, находящихся во владении государства.
- Дочерние предприятия и другие инвестиции предприятия.
4. Производство (выпускаемая продукция, оказываемые услуги).
Данный раздел охватывает все основные стороны производства, начиная с описи имущества предприятия (включая оборудование и производственные площади) и заканчивая описанием необходимого сырья и поставщиков компании. В разделе следует указать объемы и технологии производства, равно как и себестоимость производимой продукции, ее упаковку, существующие патенты и торговые марки. продукции. Большое внимание уделено исследовательской работе и возможностям для развития производства.
5. Маркетинг и реализация выпускаемой продукции (услуг).
Данный раздел состоит из обзоров: рынка производимой продукции, существующих маркетинговых программ, рынка сопутствующих услуг и системы ценообразования. Большая часть данного раздела посвящена определению потенциальных покупателей (потребителей) данного вида продукции, а особое внимание уделяется продажам и видам распространения продукции.
- Рынок - ёмкость рынка, количество возможных клиентов, их потребности, уровень цен и возможные конкуренты.
- Стратегия маркетинга и достигнутые результаты.
- Существующая и новая продукция (услуги).
- Структура продаж, торговый персонал, способы оплаты труда торгового персонала.
- Ценообразование, включая методику установления цен и их пересмотр.
- Сеть реализации и возможные новые методы реализации.
- Способы оплаты за продукцию основных клиентов и возможные варианты.
6. Руководство и сотрудники компании.
Этот раздел посвящен определению профессионального уровня, как руководства, так и сотрудников компании и рассмотрению кадровой структуры предприятия.
- Директора и менеджмент: Генеральный Директор, члены Совета Директоров, Директор по Финансам и менеджеры основных подразделений. Возраст, образование, практический опыт, описание деятельности.
- Организационная структура менеджмента.
- Персонал - количество рабочих, структура заработной платы, прошлые трудности, потенциальные источники рабочей силы.
7. Прочие корпоративные вопросы.
В этом разделе затронуты все значимые вопросы не указанные выше и являющиеся неотъемлемой частью при подготовке инвестиционного меморандума.
8. Финансовая информация.
В данном разделе предоставляется и обосновывается вся финансовая информация необходимая инвестору для принятия решения. Это и заключение технико-экономического обоснования проекта, и оценка финансово-экономического состояния предприятия, и бухгалтерская документация, и вопросы налогообложения, а также другая необходимая инвестору финансовая информация (например, иностранному инвестору необходима адаптация бухгалтерского отчета в соответствии с международными стандартами).
9. Финансовый план.
Данный раздел посвящен информации связанной с финансовыми показателями и коэффициентами проекта, поэтапной схемой возврата инвестиций и вложенных ресурсов, детальным планом расходов и доходов, размерам траншей, финансовой схемой работы над проектом, оценкой возможных финансовых рисков и т.д.
В заключении подводится общий итог, и даются выводы, предложения, рекомендации.
Вообще, хороший документ получается, более приземленный, чем бизнес-план, такой "рабочий" вариант. Надо брать на заметку.
дельная статья, спасибо. думаю, некоторым поможет!
на самом деле все очень размыто. у нас, конечно, этого плана лучше придерживаться, а на западе инвесторы более импульсивны, никакой меморандум может не потребоваться.
ничего подобного, вкладываться в нечто абстрактное не будет никто, ни на востоке,ни на западе =//
при чем тут нечто абстрактное. речь о том, что хороший инвестор из двух абзацев поймет стоит ли овчинка выделки.