Что надо знать, чтобы получить деньги инвестора
Большинство профессиональных инвесторов не дают деньги под идею. Они хотят видеть работающую компанию с историей, доходами. Но если угадать успешный проект на этапе идеи, возврат на инвестиции будет очень большим. Главное – это показать!
http://www.pribalt.lv/images/pic_02.jpg"/>К вам пришел человек с бизнес-идеей, говорит, что его продукт завоюет рынок, прибыль будет через год, в крайнем случае через два. Надо инвестировать какие-то $50 000-100 000, ну миллион. И идея существует в лучшем случае на бумаге. Хочется отказать с порога. А вдруг придется жалеть об упущенной возможности? Лет десять назад Леонид Рожецкин отказал Дмитрию Зимину в инвестициях на проект сотовой сети, который в итоге стал компанией "ВымпелКом".
Большинство профессиональных инвесторов не дают деньги под идею. Они хотят видеть работающую компанию с историей, доходами. Недаром этап инвестиций в идею называется family & friends. Но если угадать успешный проект на этапе идеи, возврат на инвестиции будет очень большим. Для принятия решения инвесторы последовательно отвечают на 11 вопросов.
1. Кто предлагает инвестировать? Если это разработчик, не имеющий предпринимательской жилки и не претендующий на роль лидера, то возникает дополнительный большой риск. Бизнес — это предприниматели с идеями, а не просто люди с идеями.
2. Каков рыночный потенциал идеи? Если потенциальный рынок мал, в лучшем случае можно получить прибыльную "мышиную возню".
3. Есть ли у лидера проекта команда и какова она? Важно, чтобы было видение рынка, успешная предпринимательская история на других проектах. Надо инвестировать в исключительные команды людей, а не в технологии.
4. Какие у бизнес-идеи конкурентные преимущества? "Чайники" очень не любят этот вопрос. Убедительный ответ — хороший аргумент для инвестиции.
5. Претендует ли бизнес-идея на инновационность? Если в ее основе лежит совершенно новый продукт или технология — это очень рискованная затея. Нет аналогов — нет и ощущения, как отреагирует рынок. Для подобных инвестиций часто создаются бизнес-инкубаторы, где идеи финансируют до стадии прототипа продукта и начала бизнес-деятельности. Инкубатор должен финансировать, возможно, десятки идей — хорошо, если из каждых десяти "выстрелит" одна.
6. Сколько потребуется инвестировать? Правильно рассчитанный объем инвестиций, который необходим для достижения определенной цели (разработан продукт, бизнес достиг точки безубыточности, или денежный поток стал положительным), позволит уменьшить риск того, что реалии бизнеса не соответствуют ожиданиям инвесторов. Хорошее правило: действительность бизнеса будет в два раза хуже, чем вам рассказывают.
7. Как в перспективе продать свою долю (получить ликвидность)? В России инвесторы зачастую не любят играть "в длинную" и планируют выход из проекта через 2-5 лет. Кто потенциальные покупатели бизнеса или доли инвесторов? Каким параметрам должен соответствовать бизнес, чтобы стать привлекательным для потенциальных покупателей?
8. Почему предложение поступило вам и каковы ожидания предпринимателя? Если другие инвесторы отказали, то хотелось бы разобраться в причинах. Как и при приеме на работу, можно позвонить коллегам-инвесторам. Кроме того, ожидания предпринимателя могут не соответствовать вашим возможностям и желаниям. Надо и о мелочах договориться "на этом берегу".
9. Как вы сможете контролировать ситуацию, будет ли прозрачен бизнес для вас? Бизнес, начинающийся от идеи, как младенец, требует большего внимания со стороны инвестора. Это одна из причин, почему крупные инвесторы просто не могут себе позволить такие инвестиции — высока стоимость сопровождения.
10. Если все плохо, где запасной выход? Инвестиции в идею самые рискованные, и если вы не family & friends, то условия инвестиции могут быть довольно жесткими.
11. И наконец, зачем вам это нужно? Если вы даете деньги не члену семьи или близкому другу и не такую сумму, что если деньги и пропадут, будет не очень больно, то хорошо разберитесь в себе: а вам это надо?
После всего сказанного существуют три самые важные составляющие успеха при инвестициях в идеи. Это интуиция, интуиция и еще раз интуиция.
Источник: Marketing Mix