Правила общения с конфликтным коллегой
Большинство руководителей стараются избегать найма конфликтных сотрудников, дабы не вносить смуту в гармоничную и спокойную обстановку в коллективе, которая нужна для эффективной работы отдела или компании. Однако все люди обладают разными характерами и не всегда могут найти друг с другом общий язык. Как поступить, если вы вынуждены работать с проблемным коллегой - поддаться на провокации или молча затаить обиду?
Скандалист или провокатор?
Прежде чем давать волю эмоциям, постарайтесь определить тип, к которому принадлежит доставляющий неприятности сослуживец, а для этого проанализируйте, когда спорные ситуации возникают чаще всего.
Возможно, ваш коллега чересчур навязчиво предлагает свою помощь, в сущности, не желая конфликта. Если он отвлекает вас от работы и вызывает раздражение, то лучше прямо попросить его не мешать.
Возможно, ваш коллега чересчур навязчиво предлагает свою помощь, в сущности, не желая конфликта.
Нередко вывести из равновесия может чужая критика. Это наиболее «тяжелый» тип конфликтантов: они часто вмешиваются в посторонние разговоры, на все имеют свое мнение, в пух и прах разносят результаты чьей-то работы, при этом некритично относясь к собственным обязанностям. Таких людей лучше всего пресекать сразу, пока у них не вошло в привычку придираться именно к вам. Напомните коллеге, что у него есть свой круг обязанностей и оценка с его стороны не является для вас значимой.
Зачастую конфликтные сотрудники являются по своей сути провокаторами, стремящимися разжечь ссору в коллективе, руководствуясь личными мотивами. Иногда это просто жажда самоутверждения за счет окружающих, но чаще всего — результат интриг и подковерных игр.
Реакция коллектива
Столкнувшись на работе с конфликтной личностью, постарайтесь переждать первую волну возмущения и поборите искушение ответить сразу же. Конечно, бывают разные ситуации, но необходима твердая уверенность в том, что вас не провоцируют. Первой задачей должно стать выяснение роли других сотрудников в коллективе. Кто вас окружает — молчаливые свидетели, пассивные участники или такие же жертвы?
Проясните роли других сотрудников в коллективе. Кто вас окружает — молчаливые свидетели, пассивные участники или такие же жертвы?
Неплохо бы озаботиться еще одним вопросом: почему этому скандалисту все сходит с рук? Совершенно не обязательно озвучивать вслух свои сомнения, но провести небольшое расследование все же стоит. Возможно, другие работники просто опасаются вступать в открытое противостояние, руководствуясь принципом «себе дороже выйдет». Может быть, причина кроется в близкородственных связях с шефом, и тогда автоматически вырисовывается не менее мощная фигура другого участника конфликта. Бывает и так, что склочный сотрудник оказывается профессионалом высокого уровня, поэтому компания вынуждена терпеть изъяны его характера.
Однако случается, что все остальные члены команды прекрасно ладят с аррогантным коллегой, который отчего-то невзлюбил именно вас. Дыма без огня не бывает, а значит, придется «отматывать назад» события, приведшие к конфликту. В этом случае не спешите никому жаловаться, а постарайтесь самостоятельно разобраться в причинах.
Неплохой эффект дает и личный разговор с обидчиком. Будьте готовы к тому, что он может легко пойти не по вашему изначальному сценарию, однако постарайтесь не давать волю эмоциям. Просто поинтересуйтесь, в чем причина такого отношения и каким способом можно наладить общение.
Вопрос о том, стоит ли обращаться к шефу за помощью, зависит от его роли в этой ситуации. Если вы уверены в объективности руководителя и отсутствии его личной заинтересованности, то можете все рассказать, однако перед этим должны постараться уладить конфликт своими силами.
Безопасное расстояние
Если проблемные коммуникации сильно действуют вам на нервы, то эффективной работе это уж точно не способствует. Возможно, негатив от коллеги исходит неосознанно, но может быть и так, что вас специально выводят из равновесия, провоцируют на скандал или серьезную ошибку.
Важно научиться правильно реагировать на выпады коллег.
Большая часть советов психологов сводится к тому, чтобы минимизировать нежелательное общение. Если вы вынуждены ежедневно трудиться бок о бок с таким бесцеремонным человеком, постарайтесь как можно реже обращаться к нему напрямую. И уж совершенно не стоит вести с ним неформальные беседы на темы, не относящиеся к работе: чем меньше вы с ним будете разговаривать, тем вам же будет спокойней.
Однако полностью отдаляться тоже не стоит: необходимо держать скандалиста в поле зрения, чтобы вовремя среагировать на его провокации, обезопасить себя от различных интриг и ударов с неожиданной стороны.
Вступить в бой
Уклонение от проблем и стремление разрешить их мирным путем — отличная стратегия, позволяющая значительно сэкономить и время, и нервы. Однако она не всегда оказывается эффективной, так как умелый разжигатель конфликтов зачастую сознательно выводит разногласия на тот уровень, где разойтись по-хорошему уже не представляется никакой возможности. В этих случаях приходится вступать в открытое противостояние.
- Отделяйте эмоции от сути конфликта
Вы ходите на работу, чтобы выполнять свои обязанности, а не вступать в сложные отношения с другими сотрудниками. В самом начале конфликта определите для себя его суть и то, какие значимые для вас сферы он затрагивает. Не опускайтесь до личностных нападок: критиковать кого-либо за национальность, вероисповедание или выбор марки автомобиля — деструктивный путь, ведущий лишь к эскалации напряжения.
- Определите свои слабые позиции
Значимая конфликтная ситуация особенно остро воспринимается в том случае, если оппонент наносит удар по вашему слабому месту. Очень важно то, как именно вас вынуждают на ответную реакцию — провоцируют на скандал, чувствуя неспособность дать словесный отпор, или постепенно присваивают профессиональные достижения, видя вашу нерешительность и робость. Если позиция бессловесной жертвы вас не устраивает, то придется действовать не так, как вы привыкли.
- Не молчите
Если твердо уверены в своей правоте, не замалчивайте ситуацию, придавайте огласке все несправедливые действия по отношению к вам. Откажитесь от эмоциональных эпитетов, оперируйте фактами, иллюстрирующими неприглядное поведение коллеги, препятствующего вашей работе. Разумеется, чтобы самому не прослыть склочником, ваши профессиональные результаты должны быть на безупречном уровне. В противном случае руководство может вполне резонно напомнить о необходимости больше времени уделять своим рабочим обязанностям и меньше реагировать на других.
***
Иметь дело с конфликтным сотрудником довольно неприятно, так как склоки и интриги серьезно отвлекают от работы, мешают сосредоточиться на решении профессиональных задач, истощают эмоционально. Однако важно научиться правильно реагировать на выпады коллег и чередовать стратегию уклонения от прямого столкновения с умением дать отпор, если того требуют обстоятельства.