Стартапер желает познакомиться: как влюбить в себя бизнес-ангела на первом свидании
Бизнес-ангел, генеральный директор Научного парка МГУ Олег Мовсесян (на фото) говорит, что никогда не дает предпринимателю денег на «первом свидании». Ведь большинство стартаперов уже научились красиво говорить и грамотно себя продавать. Нужно понаблюдать за соискателем пару месяцев и лишь потом принимать решение. Но первое впечатление можно произвести только однажды, и к этому обязательно нужно подготовиться. Олег рассказал, какие вопросы интересуют бизнес-ангела на первом свидании и как предпринимателю пройти все «проверки».
Расслабьтесь и получайте удовольствие
На первой встрече со стартапом я всегда прошу его основателя рассказать анекдот. Не всем удается пройти этот маленький тест, многие предприниматели на нем подвисают. Для меня умение отвлечься от формальностей — не просто показатель живости интеллекта, но и знак того, что мы как-то сработаемся. Ведь не зря женщины в числе обязательных требований к мужчинам называют чувство юмора.
Здесь то же самое: тяжело работать с излишне серьезным человеком. Ведь бизнес — это не механический отбор проектов, это психология, это отношения людей. Фактически ты выбираешь себе партнера по жизни на ближайшие три-пять лет.
Где найти деньги на проект
Что будет, если мы не дадим вам денег?
Поскольку мы Научный парк при университете, к нам редко приходят «идеальные стартаперы», то есть люди, имеющие опыт в бизнесе и готовые вместе с нами делить риски проекта. Чаще всего мы имеем дело либо с совсем молодыми ребятами, студентами и аспирантами, желающими попробовать себя в роли предпринимателей и набить первые шишки за счет инвестора, либо с учеными, ищущими дополнительный источник финансирования собственного любопытства.
Такие персонажи редко представляют себе, как можно строить бизнес без денег. Я твердо убежден: чтобы начать бизнес, деньги не нужны. До определенного момента проект можно развивать без внешних инвестиций. Мы не работаем с теми, кто просит денег на собственную зарплату.
Каким вы видите себя через пять лет?
Это тоже хорошая проверка, есть ли у человека долгосрочное видение собственного бизнеса, хорошо ли он чувствует отрасль, в которой работает. Я принципиально не работаю с людьми поверхностными. На первый взгляд, они много чего знают, но стоит копнуть поглубже, и выясняется, что предприниматель некомпетентен. Бизнес — это внимание к деталям, поверхностным людям здесь не место.
Порой стартапер начинает вместо бизнеса рассказывать про дом и машину своей мечты
Иногда в ответ на этот вопрос начинают рассказывать сказки и мечты: в каком доме хотят жить, на какой машине ездить. Сразу становится понятно, что такой предприниматель ориентирован на потребление, а не на построение бизнеса.
Сколько своих денег вы готовы вложить в проект?
Стартаперы уже научились делать красивые презентации и понимать правила игры. Для нас лакмусовая бумажка — их готовность делить риски и вкладывать собственные средства в проект.
Чаще всего отвечают: «Я не готов вкладывать, у меня ипотека, два кредита, трое детей, беременная жена и старые родители»
Стартапер должен объяснить: сколько денег он уже вложил, сколько еще готов вложить или почему сейчас не может этого сделать. Самый частый ответ на такой вопрос: «Я не готов вкладывать деньги в проект, у меня (подставить нужное) ипотека / два кредита / трое детей / беременная жена / старые родители».
Стартап переживает разные периоды, и бывает так, что денег нет совсем. Если у предпринимателя много внешних обязательств, то велика вероятность, что при наступлении кризиса он устроится на работу и оставит бизнес-ангела расхлебывать всю эту кашу в одиночку.
Кто ваша команда?
Окружение много говорит о человеке, так же как команда — о стартапере. Если человек деспот по натуре, то он хочет один построить весь бизнес, а остальных людей нанять, и такому человеку будет сложно в бизнесе. Бизнес — командная игра. А если предприниматель даже партнеров в проект не смог найти и убедить их в перспективности своей идеи, это странно. Значит, он не умеет структурировать проблемы и делегировать полномочия. Мне ближе истории, где есть три-четыре человека, которые готовы вкладывать свои силы в проект.
Соглашайтесь на «второе свидание»
Первое впечатление — это умение хорошо продавать: себя, свою команду, свой продукт. Если предприниматель хороший продажник, он и горящие глаза продемонстрирует, и умение убеждать, заражать своей верой, он будет логичен и компетентен во всех аспектах своего бизнеса, будет одет адекватно ситуации, уложится во время. Но давать деньги на первой встрече — опасно. Не зря процесс принятия решения длится два-три месяца. Не потому что инвестор вредина, а потому что нужно внимательно посмотреть на проект: как стартапер выполняет договоренности, как поддерживает контакт, насколько он адекватен, не требует ли луну с неба, как реагирует на изменение ситуации.
Мы всегда хотим видеть прогресс: вот у нас было ноль пользователей, а стало полтысячи, вот у нас закончились НИОКР и мы получили образцы, вот мы раздали пробники потенциальным клиентам.