Как привлечь международных инвесторов?
Евгений Ждановский, гендиректор Zaimo.ru, поделился своим опытом по привлечению международных инвесторов и из личного опыта вывел шесть принципов для работы в этом направлении.
Пару лет назад, а именно в 2012 году, был открыт fintech-проект Kreditech, который в России представляла компания «Займо.ру». Во время презентации проекта, группа с энтузиастов, которые стояли близ истоков компании сделали презентацию. Она состояла всего из двух слайдов. Главной мыслью этой презентации было показать стремление руководителей оттеснить банки на финансовом рынке услуг и изменить традиционную финансовую отрасль. Ведь она входила в онлайн-систему намного медленнее и хуже, чем другие сферы.
На этом этапе представить концепцию и ее потенциал было слишком мало. Для привлечения стоящих инвесторов нужно больше. Нужно было рассчитать стратегию по развитию, окупаемость и прибыльность дела, проанализировать рынок. Тогда и шансов на удачное финансирование будет больше.
За 2013 год компания привлекла более $3,5 млн инвестиций. Среди инвесторов были самые известные личности, а также основатели Rocket Internet. Летом 2014 года эта цифра уже достигла $40 млн. Такая инвестиция произошла в рамках финансирования серии В. Этот раунд одержал великую масштабность у немецких компаний, которые работают с инновационными технологиями в отрасли финансовых услуг. Сейчас ведутся переговоры с международными инвесторами на получение $50-100 млн в рамках раунда серии С. Договор планируют подписать этой весной.
А сейчас хочу привлечь ваше внимание к базовым принципам, которые помогли Kreditech всего за два года получить такой размах и прорыв в привлечении инвестиций. Эти моменты могут показать вам простыми и очевидными, но именно о них многие проекты забывают и получается провал, а не взлет.
1. Главная - прибыль
С любой ситуации, вы должны быть с инвестором на равных, говорить с ним на одном языке финансовых показателей. В первую очередь инвестора интересует извлечение прибыли. Он хочет знать подробную информацию о ваших финансовых планах. Вы должны ему разложить по полочкам: сколько, как и когда. Большинство стартапов заканчиваются простыми разговорами об уникальности и инновационности проекта.
2. Анализирование рисков
Инвестор — это умный человек. С первых слов о проекте он уже может понять насколько его шансы рискованны и стоит ли вкладывать финансы в это дело. Но ваша прямая обязанность рассчитать это все. Таким образом, шкала доверия к вам четко пойдет вверх. Инвестор поймет всю серьезность ваших намерений и готовность к любым исходам.
При анализировании рисков нужно быть объективным. Излишний пессимизм может испугать инвестора и он не захочет уже иметь с вами дело.
3.Прозрачность финансового состояния
Потенциальные инвесторы, особенно международного формата, любят прозрачность и порядок в документах. Это самых первый и важный критерий, на который они обращают внимание. При разговоре о цифрах, вы должны быть полностью уверены в себе и уметь обосновать все показали, написанные в документах.
4. Планы на будущее
Любой инвестор хочет знать: к чему вы стремитесь, какие показатели хотите в будущем. Вы должны четко сформировать свои цели и желания. Слишком завышать планку также не стоит. Инвестор может подумать, что вы некомпетентный или лукавите. Будьте максимально реалистичны.
5. Публичность
Ваша деятельность очень важно для потенциальных инвесторов. Они любят отслеживать начинающие компании в интернете. Именно через Twitter один из наших инвесторов нас нашел. Вы должны участвовать в разных мероприятиях, появляться в СМИ и соцсетях.
6.Самопризентация
Кроме расчетов, извлечения прибыли, стратегий, любой уважающий себя бизнесмен должен уметь красиво себя преподнести и донести свою точку зрения. Перед встречей с инвестором вы должны быть не только уверены в своей харизме, но и в умении отвечать на самые неудобные вопросы.
В идеале вы должны большую часть времени уделить подготовке. Аж 80% успешной сделки зависит именно от нее. И только 20% остается на встречу. То есть, если вы плохо подготовили документы, то на изменение мыслей инвестора во время встречи можете почти не рассчитывать. Если инвестор просит рассказать о компании с самого начала, то это уже недобрый знак.
Все вышеупомянутые пункты помогут вам в будущем при подготовке к работе с потенциальными инвесторами.
Автор: Алина Веселова